Эссе по обществознанию в ЕГЭ 2019. Как писать эссе, структура, план. Разбор критериев.

Написание эссе по обществознанию в ЕГЭ 2019.  Структура эссе, упрощенный план эссе. Виды аргументов для эссе по обществознанию.
Как выполнять 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

Разбор каждого критерия

1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. 
Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 

2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта. 

В очередной раз обратим внимание на то, что формулировка задания не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора высказывания. Данное требование было исключено еще в 2013 г., хотя авторы ряда некачественных пособий для подготовки к ЕГЭ до сих пор сводят мини-сочинение к выражению и аргументации отношения выпускника к мнению автора выбранного высказывания. Результатом реализации подобных советов является потеря выпускником определенного количества баллов ЕГЭ. 

3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Предъявляется требование к структуре ответа. Раскрывая сформулированную идею(-и), выпускник использует соответствующие понятия и теоретические положения, рассуждает, делает выводы. 

4. Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). 

Выпускник иллюстрирует свои идеи, рассуждения, выводы фактами социальной жизни и личного социального опыта, в качестве примеров могут приводиться модели социальных ситуаций. При этом указываются источники примеров: общественная жизнь, личный социальный опыт, различные учебные предметы. 

5. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. 

По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 

Требования к качеству приводимых фактов/примеров:

  • «сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан; 
  • «подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею...» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения; 
  • «по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г. для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье. 

Упрощенный план мини-сочинения 

1. идея; 
2. рассуждения с использованием понятий, теоретических положений; 
3. примеры. 

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив