Сложный план в ЕГЭ по обществознанию по теме "Человек и общество". Примеры по темам из кодификатора.

Задание 28 ЕГЭ по обществознанию - Составьте развернутый план.

Формулировка из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года: "Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему ... План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах."

Содержание:

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б) эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».
3. Биосоциальная природа человека:
а) человек — часть природы
б) человек — существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

«Мировоззрение».

1. Понятие мировоззрения как системы взглядов человека на мир и свое место в нем.
2. Основные типы мировоззрения:
а) обыденное
б) мифологическое
в) религиозное
г) философское (научное)
3. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
а) историческая эпоха
б) уровень знаний и развития науки
в) особенности менталитета
г) природно-климатические условия
4. Уровни мировоззрения:
а) жизненно-практический — мироощущение
б) теоретический — миропонимание

«Мировоззрение и его формы»

1. Мировоззрение — совокупность взглядов человека на мир и своё место в этом мире.
2. Структурные элементы мировоззрения:
а)   знания;
б)   убеждения;
в)   установки и жизненные принципы;
г)    духовные ценности, идеи и идеалы.
3. Субъекты мировоззрения:
а)   человек;
б)   группы людей;
в)   общество в целом.
4. Основные формы мировоззрения:
а)   обыденное;
б)   мифологическое;
в)   религиозное;
г)    научное.
5. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:
а)   социальная среда;
б)   жизненный опыт;
в)   образование;
г)   профессиональная деятельность.
6. Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.


«Мировоззрение, его виды и формы».

1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:а)    мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание ассоциативности; произвольных связей;
б) фрагментарность, эклектичность и бессистемность взглядов на мир.
3. Основные черты философского мировоззрения:
а) концептуальная обоснованность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность.

 «Познание — процесс духовного освоения человеком предметов и явлений материального мира». 

1. Познание как форма адекватного отражения действительности.
2. Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3. Структура процесса познания.
4. Формы чувственного познания:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление.
5. Формы рационального познания:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение.
6. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
7. Знание как результат познания.

«Познание как вид деятельности». 

1. Деятельность как способ существования человека и общества.
2. Разнообразие видов деятельности.
3. Получение истинного знания — цель познания:
а) объективность истины;
б) критерии истины;
в) абсолютная и относительная истина.
4. Виды познания;
а) чувственное познание;
б) рациональное познание.
5. Обыденное познание: его возможности и ограниченность.
6. Особенности научного познания.

«Многообразие путей познания мира». 

1. Познание как процесс получения знаний о мире.
2. Основные пути (формы) ненаучного познания мира:
а) миф как ранняя форма познания природной и социальной действительности;
б) жизненная практика — основной способ познания;
в) обобщение опыта повседневной жизни и народная мудрость;
г) искусство как специфическая форма познания.
3. Научное познание мира и его особенности:
а) теоретический характер знаний;
б) стремление к объективности;
в) доказательность;
г) системность.

«Научное познание».

1. Научное познание — один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.

«Научное познание и его основные признаки».

1. Научное познание — постижение сущности объектов и явлений.
2. Основные признаки научного познания:
а) объективность;
б) доказательность;
в) логичность;
г) рациональность. 
3. Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
4. Методы научного познания:
а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);
б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).
5. Специфика социального познания.
6. Особенности научного познания в информационную эпоху. 

«Социальное познание и его специфика».

1. Социальное познание — познание общества и человека.
2. Специфика социального познания:
а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;
б) ограниченность сферы применения эксперимента;
в) сложность объекта познания — общества и пр.
3. Основные методы социального познания:
а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);
б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);
в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).
4. Функции социального познания:
а) выявление причин и следствий социальных процессов;
б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;
в) использование результатов при осуществлении социального управления;
г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.
5. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества. 

«Самопознание и формирование "Я"-концепции».

1. Самопознание — познание человеком самого себя.
2. Основные методы самопознания:
а) самонаблюдение;
б) самоисследование.
3. Формирование самооценки личности:
а) адекватная самооценка;
б) заниженная самооценка;
в) завышенная самооценка.
4. «Я»-концепция и процесс её формирования.
5. Специфика объектов самопознания:
а) собственные потребности;
б) собственные возможности;
в) смысл собственного бытия;
г) осознание собственных отличий от других людей.
6. Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.

«Познание человеком мира и самого себя».

1. Познание как форма адекватного отражения действительности.
2. Структура познания:
а) субъект познания
б) объект познания
в) результат познания
3. Теория познания — гносеология:
а) агностицизм
б) скептицизм
в) гностицизм
4. Формы познания:
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
5. Виды познания:
а) научное и ненаучное познание
б) религиозное, мифологическое, художестве иное познание
6. Методы познания человеком мира и самого себя.
7. Многообразие форм человеческого знания. 

«Истина и её критерии».

1. Истина — идеальная цель познавательной деятельности.
2. Виды истины:
а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);
б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).
3. Знание истинное и знание ложное.
4. Критерии истины:
а) практика;
б) система теоретических доказательств;
в) очевидность, соответствие здравому смыслу;
г) компетентное мнение экспертного сообщества учёных.
5. Специфика постижения научной истины на современном этапе. 

«Природа человека и его мышление».

1. Человек — продукт творения природы и общества.
2. Сущность и проявления человеческой природы:
а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);
б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);
в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).
3. Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:
а) флегматик;
б) холерик;
в) сангвиник;
г) меланхолик.
4. Сложность человеческой сущности:
а) человек как индивид;
б) человек как индивидуальность;
в) человек как личность;
5. Мышление и его типы:
а) образное;
б) понятийное (теоретическое);
в) знаковое.
6. Роль мышления в становлении современного человека.

«Деятельность как способ существования людей».

1. Деятельность как форма активности человека.
2. Отличительные признаки деятельности человека:
а) целенаправленность;
б) осознанность;
в) представление идеальной модели результата;
г) преобразовательный, творческий характер.
3. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) мотив;
г) цель;
д) средства;
е) действия;
ж) результат.
4. Основные виды деятельности человека:
а) игровая;
б) учебная;
в) трудовая;
г) общение.
5. Проявления деятельности в обществе:
а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);
б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).
6. Деятельность и творчество. 

«Деятельность человека в ее многообразии». 

1. Деятельность как способ человеческого бытия.
2. Специфические особенности человеческой деятельности.
3. Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4. Мотивы деятельности.
5. Два основных типа деятельности:
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6. Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

«Деятельность и мышление». 

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) цель;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) трудовая;
б) познавательная;
в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление — основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.

«Духовная деятельность: содержание, форма и специфика». 

1. Духовная деятельность — производство духовных благ.
2. Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.
3. Основные цели духовной деятельности:
а) формирование общественного сознания;
б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;
в) удовлетворение идеальных потребностей общества;
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая;
б) познавательная;
в) ценностно-ориентировочная.
5. Роль духовной деятельности в современном мире. 

«Трудовая деятельность».

1. Труд — деятельность по преобразованию веществ природы.
2. Признаки трудовой деятельности:
а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);
б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);
в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).
3. Основные виды труда:
а) физический и умственный;
б) простой и сложный.
4. Специфика трудовой деятельности в современном обществе:
а) сложный характер труда;
б) наукоёмкость, интеллектуальность труда;
в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.
5. Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:
а) развитие коммуникативных умений;
б) развитие мышления и креативности;
в) формирование умения действовать нестандартно;
г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;
д) становление сплочённого и эффективного коллектива.
6. Труд — основа благосостояния общества.

«Социальная направленность деятельности». 

1. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразного преобразования.
2. Социальные явления (процессы) как объект социально-преобразующей деятельности:
а) межличностные отношения;
б) производственные отношения;
в) социальные структуры (организации);
г) социальные системы (образование, здравоохранение и т.п.).
3. Общественный характер деятельности:
а) цели деятельности, значимые для общества и самого человека (насколько соотносятся с социально одобряемыми целями)
б) средства реализации целей (насколько признаны и одобрены социумом).
4. Деятельность просоциальная, асоциальная и антисоциальная (преступная). 

«Игра и её роль в формировании и развитии человеческой личности».

1. Игра как особый вид человеческой деятельности.
2. Основные свойства игры:
а) творческий характер;
б) наличие воображаемой обстановки;
в) освоение новых социальных ролей;
г) наличие определённых правил.
3. Классификация игр:
а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);
б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);
в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);
г) спортивные и т. д.
4. Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.
5. Игра — необходимое условие развития творческих способностей и общительности. 

«Потребности, интересы и способности человека».

1. Потребность как нужда человека в необходимых условиях его существования.
2. Виды потребностей:
а) биологические;
б) социальные;
в) идеальные.
3. Классификация потребностей А. Маслоу:
а) физиологические;
б) экзистенциальные;
в) социальные;
г) престижные;
д) духовные.
4. Интересы человека как основа его потребностей.
5. Способности и их типы:
а) общие (интеллектуальные);
б) специальные.
6. Природные задатки — основа формирования способностей.
7. Талант и гениальность как характеристика выдающихся способностей. 

«Свобода и ответственность».

1. Понятие свободы, её сущности.
2. Социальные условия реализации свободы личностью:
а) уровень развития общества;
б) социальные нормы;
в) место человека в обществе;
г) формы общественной деятельности;
д) социализация.
3. Что такое ответственность?
а) регулятор деятельности человека;
б) сознательное следование установленным нормам;
в) оценивание человеком своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих.
4. Типологии ответственности:
а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и др.;
б) индивидуальная, групповая, коллективная.
5. Социальная ответственность и роль в жизни человека.

«Общество как система». 

1. Понятие общества как системы объединений людей и способов их взаимодействия.
2. Структурные элементы общества:
а) сферы (подсистемы) общества;
б) социальные общности;
в) социальные институты;
3. Специфические системные признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в) способность к самоорганизации;
г) иерархичность;
4. Общество — динамическая система.
5. Общество — функциональная система. 

«Общество и его системное строение».


1. Понятие общества:а) в узком смысле слова;
б) в широком смысле слова.
2. Признаки общества как системы:
а) сложная система;
б) открытая система;
в) динамичная система;
г) саморегулирующаяся система.
3. Особенности общества как саморазвивающейся системы.
4. Системное строение общества:
а) подсистемы и институты;
б) социальные нормы;
в) социальные коммуникации.
5. Основные сферы общественной жизни:
а) социальная;
б) политическая;
в) экономическая;
г) духовная.
6. Взаимосвязь и взаимодействие сфер общественной жизни.
7. Специфика развития современного общества.

«Общество и природа».

1. Общество и природа — органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия и др.
3. Воздействие общества на природную среду:а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды и т. д.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты и пр.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития. 

«Основные институты общества».

1. Определение социального института.
2. Основные функции социальных институтов:
а) служат удовлетворению общественных потребностей;
б) организуют совместную деятельность людей;
в) действуют в соответствии с определёнными правилами и нормами;
г)  обеспечивают социализацию индивидов.
3. Важнейшие социальные институты:
а) семья;
б) школа;
в) государство;
г) производство и т. д.
4. Социальная динамика — процесс возникновения новых институтов и отмирания старых.
5. Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

«Социальные институты и их функции в обществе». 

1.Что такое социальный институт.
2. Основные социальные институты общества:
а) семья как социальный институт;
б) политические институты;
в) финансово-экономические институты;
г) институты в сфере культуры.
3. Функции института семьи:
а) репродуктивная функция;
б) функция первичной социализации;
в) хозяйственно-экономическая функция.
4. Основные функции государства как социального института:
а) внутриполитические функции;
б) внешнеполитические функции.
5. Функции школы как социального института:
а) вторичная социализация;
б) формирование духовно-нравственной культуры.
6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций. 

«Культура и её роль в жизни общества».

1. Понятие о культуре.
2. Основные тенденции в развитии культуры:
а) преемственность культурных традиций;
б) новаторство и обновление культуры.
3. Основные функции культуры:
а) гуманистическая;
б) трансляция социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);
в) познавательная (гносеологическая);
г) регулятивная (нормативная);
д) целеполагающая, ценностная (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);
е) семиотическая, или знаковая (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).
4. Основные структурные элементы культуры:
а) понятия и взаимосвязи между ними;
б) ценности и идеалы;
в) нравственные принципы;
г) правила и нормы.
5. Формы культуры:
а) народная культура;
б) элитарная культура;
в) массовая культура;
г) экранная культура.
6. Элементы духовной культуры:
а) наука;
б) религия;
в) мораль;
г) образование и т. д.
7. Многообразие и диалог культур в современном мире.
8. Специфика духовной жизни в современной России. 

«Массовая культура».

1. Понятие массовой культуры.
2. Условия возникновения массовой культуры:
а) рост образованности общества;
б) развитие средств массовой коммуникации;
в) рост промышленного производства.
3. Характерные черты массовой культуры:
а) коммерческая направленность;
б) ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;
в) стандартизация содержания.
4. Массовая культура и средства массовой информации.
5. Взаимовлияние массовой, элитарной и народной культур в современном мире.

«Производство и распространение духовных ценностей». 

1. Духовное производство — производство новых духовных ценностей.
2. Формы духовного производства:
а) научные труды;
б) литературные сочинения;
в) произведения скульптуры и архитектуры, музыки и живописи;
г) кинофильмы и телевизионные передачи;
3. Продукты духовного производства:
а) мысли, идеи и взгляды;
б) теории;
в) образы и чувства;
г) оценки и представления.
4. Сохранение и распространение духовных ценностей:
а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;
б) роль библиотек;
в) роль архивов;
г) роль школы;
д) роль средств массовой информации (СМИ).

«Наука и её роль в жизни общества».

1. Понятие о науке:
а) сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний;
б) совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.
2. Структурные элементы науки:
а) систематизированные взгляды на окружающий мир;
б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;
в) общность людей, научное сообщество.
3. Специфические признаки науки:
а) объективность;
б) рационализм;
в) системность и упорядоченность;
г) проверяемость (верифицируемость);
д) особый язык и особая подготовка.
4. Основные функции науки:
а) познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);
б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);
в) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);
г) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
д) производственная (непосредственная производительная сила).
5. Уровни науки:
а) фундаментальная наука;
б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.
6. Классификация наук:
а) точные;
б) естественные;
в) социально-гуманитарные.
7. Наука и научные революции, научно-технический прогресс.
8. Проблемы развития науки в современной РФ.

«Наука в жизни современного общества». 

1. Понятие науки:
а) наука как социальный институт
б) наука как отрасль духовного производства
в) наука как особая система знаний
2. Виды науки:
а) фундаментальные науки
б) прикладные науки
в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
3. Специфические признаки науки.
4. Функции современной науки:
а) культурно-мировоззренческая
б) познавательно-объяснительная
в) прогностическая
г) интеграционная
д) социальная
е) производственная
5. Развитие науки.
6. Особенности научной картины мира.

«Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». 

1. Наука и образование как области духовной культуры.
2. Наука и образование как социальные институты общества:
а) функции образования в современном обществе;
б) развитие науки как фактор общественного прогресса;
в) государственное регулирование науки и образования.
3. Влияние образования на науку:
а) подготовка научных кадров в высшей школе;
б) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого.
4. Воздействие науки на образование:
а) изучение основ науки в рамках школьных предметов;
б) превращение университетов в научные центры.
5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования. 

«Образование как социальный институт».

1. Понятие об образовании.
2. Функции образования:
а) экономическая;
б) социальная;
в) культурная.
3. Система (ступени) образования:
а) дошкольное образование;
б) основное образование;
в) профессиональное образование;
г) дополнительное образование.
4. Тенденции в развитии образования на современном этапе:
а) демократизация;
б) непрерывность;
в) гуманизация;
г) гуманитаризация;
д) интернационализация;
е) компьютеризация и др.
5. Основные пути получения образования.

«Образование как социальный институт». 

1. Понятие «социальный институт».
2. Основные функции образования в современном обществе:
а) социализация молодежи;
б) ценностно-мировоззренческая;
в) формирование системы знаний и умений;
г) образование как социальный лифт.
3. Система образовательных учреждений в РФ:
а) образование в детских дошкольных учреждениях;
б) основное и полное общее образование;
в) высшее и постдипломное образование.
4. Государственная поддержка образования:
а) рост государственных затрат на развитие образования;
б) компьютеризация школы.
5. Участники образовательного процесса, их права и обязанности.

«Образование как социальная ценность». 

1. Основные подходы ученых к определению понятия образования.
2. Специфические черты, характеризующие образование постиндустриальной эпохи:
а) создание единого мирового образовательного процесса
б) гуманизация образования
в) гуманитаризация образования
г) информатизация образования
д) всеобщность и доступность образования
3. Образование как социальный институт общества, его роль в социализации индивидов.
4. Структура системы образования в РФ:
а) дошкольное
б) общее
в) профессиональное
г) дополнительное
5. Основные проблемы в развитии современного образования.

«Религии и их роль в жизни общества». 

1. Религия как явление культуры.
2. Признаки религии:
а) вера в сверхъестественное;
б) организованное поклонение высшим силам;
в) стремление согласовать жизнь с установленными требованиями.
3. Разновидности религий и верований:
а) родоплеменные примитивные верования;
б) национально-государственные религии;
в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
4. Роль религии в жизни общества
а) создает религиозную картину мира;
б) способствует осмыслению места человека в мире;
в) упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
г) способствует развитию культуры общества — письменности, книгопечатания, искусства;
д) осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

«Специфика и роль религии в жизни общества».

1. Религия как форма духовной культуры.
2. Характерные признаки религии:
а) вера в сверхъестественное;
б) признание теоцентрической картины мира;
в) идея креационизма (сотворения мира высшими силами);
г) иррационализм и мистицизм.
3. Главные элементы религии:
а) вера;
б) учение;
в) религиозная деятельность (культ);
г) религиозные институты.
4. Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) воспитательная;
в) компенсаторная;
г) коммуникативная;
д) регулятивная.
5. Этапы развития религии:
а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
6. Религиозное сознание и свобода совести.
7. Взаимоотношения государства и религии.

«Религия как форма духовной культуры». 

1. Понятие религии, ее особенности.
2. Причины возникновения религии.
3. Значение, роль и функции религии в обществе.
4. Формы религии:
а) ранние религиозные верования, язычество
б) политеизм
в) монотеизм
5. Основные мировые религии:
а) буддизм
б) христианство
в) ислам
6. Национальные религии:
а) иудаизм
б) синтоизм
7. Взаимосвязь религии с моралью и правом.
8. Свобода совести и вероисповеданий.
9. Государство и религия. 

«Искусство как особая форма духовной культуры».

1. Искусство — способ познания мира посредством художественных образов.
2. Характерные признаки искусства:
а) иррационализм;
б) символизм;
в) субъективизм;
г) образность и наглядность.
3. Важнейшие функции искусства:
а) гедонистическая (доставляет человеку радость);
б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворённость реальной жизнью);
в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);
г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);
е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).
4. Основные виды искусства:
а) литература;
б) музыка;
в) живопись;
г) театр;
д) кино и т. д.
5. Универсальное и национальное в развитии искусства. 

«Мораль и нравственность в жизни людей».

1. Мораль — совокупность одобренных общественных мнением норм.
2. Важнейшие аспекты морали:
а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
3. Основные категории морали:
а) добро и зло;
б) долг и совесть;
в) справедливость;
г) честь и достоинство;
д) счастье и др.
4. Нравственная культура личности и общества.
5. Соотношение морали и нравственности.
6. Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии и нравственные нормы.
7. «Золотое правило нравственности» — универсальный закон жизни человека в обществе. 

«Мораль как регулятор социальных отношений». 

1. Понятие морали как формы общественного сознания.
2. Развитие норм морали:
а) табу
б) обычай
в) традиция
г) моральные правила
3. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
4. Соотношение морали и нравственности.
5. Соотношение морали и права:
а) общее
б) различное
6. Важнейшие функции морали в обществе:
а) регулятивная
б) ценностно-ориентационная
в) мотивационная
7. Нравственная культура личности.
8. Важнейшие принципы современной нравственной культуры. 

«Многовариантность и движущие силы развития общества». 

1. Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2. Понятия «прогресс» и «регресс» в развитии общества.
3. Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально-цивилизационный подход
в) локально-цивилизационный подход
4. Формы социального изменения:
а) эволюция
б) революция

«Общественный прогресс». 

1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:
а) античные мыслители об умственном прогрессе
б) средневековое представление о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (Царства Божия на земле)
в) эпоха Возрождения — понимание прогресса как усиления власти человека над природой
г) Новое время — идея политического прогресса и его противоречивости
д) XIX век — эволюционная теория прогресса
е) современное понимание прогресса
2. Критерии общественного прогресса:
а) способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии)
б) увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению
в) степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования
г) социально-экономический уровень жизни
3. Противоречивость общественного прогресса.
4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный
 прогресс.

«Общественный прогресс как совокупность поступательных изменений в обществе и его противоречия».

1. Сущность понятий «общественный прогресс», «регресс», «циклическое развитие» и неразрывность связи и взаимодействия.
2. Характерные признаки общественного прогресса:
а) совокупность поступательных изменений;
б) противоречивость и сложность изменений;
в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;
г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;
д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.
3. Критерии общественного прогресса:
а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;
б) гуманизация отношений между людьми;
в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;
г) расширение спектра прав и свобод человека;
д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.
4. Противоречивость прогресса:
а) прогресс в технике и разрушение природы;
б) высокая цена прогресса;
в) прогресс в одних сферах общества и регресс в других.
5. Прогресс и модернизация.Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

«Научно-техническая революция — резкий скачок в развитии общества».

1. Понятие научно-технического прогресса и технологических революций.
2. Исторические этапы научно-технического прогресса:
а) неолитическая (аграрная) революция;
б) промышленная революция;
в) НТР.
3. Под влиянием НТР в середине XX в. произошло превращение науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).
4. Характеристика этапов НТР:
а) 1950—1970-е гг. — автоматизация производственных процессов;
б) 1980-е гг. — развитие микроэлектроники, широкое использование компьютеров и прогрессивных технологий.
5. Основные направления НТР:
а) автоматизация и компьютеризация производства;
б) внедрение современных информационных технологий;
в) разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов;
г) освоение новых источников энергии;
д) развитие средств коммуникации и связи.
6. Последствия и противоречия НТР:
а) человек выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, но остаются регулирующие функции;
б) усложняется характер труда и повышаются требования к квалификации и образованию работника
в) обостряется проблема занятости населения;
г) усиливаются глобальные экологические проблемы.
7. Связь НТР и глобальных проблем современности.

 «Традиционное общество и его особенности».

1. Традиционное общество — исторический этап формирования современной цивилизации.
2. Характерные признаки традиционных обществ:
а) аграрный характер экономики;
б) сращивание власти и собственности;
в) патриархальный характер общества и государства;
г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;
д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.
3. Основные разновидности традиционных обществ:
а) общества Древнего и средневекового Востока;
б) античные общества Греции и Рима;
в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;
г) древнерусское и средневековое российское общество.
4. Специфика социальной стратификации традиционных обществ:
а) кастовый или сословный строй;
б) преобладание предписанных статусов;
в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;
г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.
5. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху 

«Информационное общество и его особенности».

1. Информационное общество — современный этап истории человечества.
2. Предпосылки рождения информационного общества:
а) научно-техническая революция;
б) формирование новой научной картины мира;
в) микропроцессорная революция.
3. Характерные признаки информационного общества:
а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;
в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
г) признание приоритетности прав и свобод человека;
д) изменение социальной структуры общества.
4. Противоречивый характер информационной цивилизации:
а) вытеснение человека из целого ряда сфер;
б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;
в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;
г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.
5. Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

«Целостность и противоречивость современного мира». 

1. Многообразие мира и единство человечества:
а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.)
2. Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3. Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?

«Процесс глобализации и его противоречия».

1. Глобализация как процесс формирования единого человечества.
2. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));
б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмёрка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);
в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
3. Основные положительные последствия глобализации:
а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
4. Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
б) «вестернизация», навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
5. Участие России в процессах глобализации.

«Глобальные проблемы человечества — угроза 21 века».

1. Что такое «глобальные проблемы человечества»?
2. Особенности глобальных проблем:
а) планетарный характер;
б) угроза гибели всему человечеству;
в) необходимость коллективных усилий мирового сообщества.
3. Причины возникновения глобальных проблем человечества.
4. Сущность и взаимосвязь глобальных проблем:
а) экологическая;
б) демографическая;
в) продовольственная;
г) сырьевая;
д) энергетическая;
е) мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны);
ж) преодоление отсталости развивающихся стран («Север-Юг») и др.
5. Основные направления разрешения глобальных проблем:
а) наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
б) чёткая международная система прогнозирования;
в) вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;
г) концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем человечества;
д) формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма.

«Экологический кризис как глобальная проблема современности».

1. Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
3. Чем вызван экологический кризис?
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем

«Проблема Севера—Юга и пути её решения».

1. Проблема «Севера-Юга» как одна из глобальных проблем современности. 
2. Сущность проблемы «Севера-Юга» и её связь с другими глобальными проблемами.
3. Проявления и последствия данной проблемы:
а) рост народонаселения мира за счёт развивающихся стран («демографический взрыв»);
б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
4. Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
а) осуществление продуманной демографической политики;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) международное сотрудничество в решении проблем «Севера» и «Юга».

 «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».

1. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
2. Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
3. Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
4. Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
5. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. 

«Современные угрозы культуре и духовному развитию человека»

1. Актуальность угроз культуре и духовному развитию человека в современную эпоху.
2. Проявление угроз культуре:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании и пр.;
б) отчуждённость человека от культуры;
в) материальное потребительство;
г) массовая культура и антикультура.
3. Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования;
в) гуманизация общества;
г) всестороннее развитие и совершенствование личности и др.
4. Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 2

Мзия Багратовна Квициния
Мзия Багратовна Квициния 27 августа 2020 11:08
Здравствуйте! Разработка очень интересная. Однако есть темы, не получившие своего освещения. Например, "Смысл и направленность общественного развития". Предлагаю план:
План темы: Смысл и направленность общественного развития. 
Цивилизация и культура
  1. Что такое история? (испанский писатель об истории, Ш. Монтескье)
  2. История  всего человечества  как        макротеория и микротеория
  3. П о д х о д ы к изучению истории:
  1.  Линейно-стадиальный                                      
  2. локально-цивилизационный
  1. Формационная модель   Маркса:
  1. Понятие ОЭФ
  2. Структура ОЭФ (базис и надстройка)
  3. Первичная, вторичные и третичные ОЭФ
  1. Три стадии (волны)  по Тоффлеру:
  1. Традиционное общество
  2. Индустриальное
  3. постиндустриальное
  1. Пять стадии развития истории по схеме                  
У.Ростоу:
  1. Традиционное общество
  2. Переходное общество 
  3. Стадия «сдвига» 
  4. Стадия «зрелости»
  5. Эра   «высокого массового потребления»
  1. Понятие «цивилизация» в смыслах:
  1. как синоним культуры (А. Тойнби);
  2. как стадия деградации локальных культур (А. Шпенглер);
  3. как высшая ступень социокультурного развития человечества,
  4. следующая за варварством (эпоха Просвещения);
  5. как ступень развития региона или этноса.
      7.   Теории локально-цивилизационного подхода:
  1. теория культурно-исторических типов Н. Данилевского              
  2.  теория культуры Шпенглера
  3. концепция Тойнби
  4. «ось времени» Ясперса

Андрей
Андрей 24 марта 2023 10:46
план по теме "биологическое и социальное" не соответствует современным требованиям, ьтам 2 подпункта в местах, где возможно 3 и более. И вообще, он очень короткий, тема не раскрыта