Сложный план в ЕГЭ по обществознанию. Тема: Социальные отношения. Примеры по темам из кодификатора.

Задание 28 ЕГЭ по обществознанию - Составьте развернутый план. Социальные отношения.

Формулировка из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года: "Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему ... План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах."

Содержание:

«Социальная структура общества», «Общество и его структура»

1. Понятие социальной структуры общества.
2. Элементы социальной структуры общества:
а) социальные общности;
б) социальные группы;
в) социальные слои;
г) социальные институты.
3. Естественное и социальное неравенство людей.
4. Типы социальной стратификации:
а) рабство;
б) кастовая система;
в) сословия;
г) классовая система.
5. Институциональная структура общества:
а) политические институты;
б) экономические институты;
в) социальные институты.
6 Социальная мобильность и маргинальность.

«Воздействие экономики на социальную структуру общества»

1. Понятие социальной структуры общества.
2. Элементы социальной структуры общества:
а) социальные общности;
б) социальные группы;
в) социальные слои;
г) социальные институты.
3. Уровень дохода как основной критерий выделения социальных классов:
а) высший класс;
б) средний класс;
в) низший класс.
4. Экономические причины изменения социальной структуры общества:
а) структурные изменения в экономике;
б) изменения в системе занятости;
в) снижение уровня жизни подавляющего большинства населения;
г) изменения отношений собственности;
д) смена типа экономической системы;
е) научно-технический прогресс.
5. Тенденции трансформации социальной структуры российского общества. 

«Социальная стратификация и её типы».


1. Понятие социальной стратификации.
2. Функции социальной стратификации:
а)   упорядочение общественной жизни;
б)   организация людей в группы;
в)   социализация личности и её поддержка.
3. Исторические типы социальной стратификации:
а)   касты;
б)   сословия;
в)   классы.
4. Виды социальной стратификации:
а)   экономическая;
б)   политическая;
в)   социально-профессиональная.
5. Критерии социальной стратификации:
а)   доход (низший класс, средний класс, высший класс);
б)   образование (начальное, среднее, высшее);
в)   место жительства (горожане, провинциалы, селяне);
г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, учёные и пр.).
6. Принадлежность к страте:
а)   субъективная;
б)   объективная.
7. Особенности социальной стратификации в современном российском обществе. 

«Социальная мобильность».


1. Понятие социальной мобильности.
2. Факторы, влияющие на социальную мобильность.
3. Виды социальной мобильности:
а)   вертикальная и горизонтальная;
б)   индивидуальная и коллективная;
в)   межпоколенная и внутрипоколенная;
г)    организованная и структурная.
4. Социальные лифты:
а)   получение образования;
б)   вступление в брак;
в)   собственность;
г)   служба в армии и др.
5. Роль и значение социальной мобильности в современном обществе.


«Социальная мобильность и ее значение для личности и общества». 

1. Социальная мобильность — перемещение из одной социальной группы в другую.
2. Виды социальной мобильности:
а)    горизонтальная и вертикальная (нисходящая и восходящая);
б)   индивидуальная и групповая;
в)   межпоколенная и внутрипоколенная.
3. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:
а)    низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;
б)   высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.
4. Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности:
а)    мотив получения образования;
б)   профессиональной квалификации и др.
5. Свободное перемещение в социальном пространстве —фактор развития общества: 
а)   удовлетворение потребностей социально-экономического и научно-технического развития;
б)   обеспечение притока высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи», решать задачи управления общественными процессами).
  

«Социальные общности и группы». 


1. Социальная общность как совокупность людей, объединённая условиями и целями жизнедеятельности.
2. Разновидности социальных общностей:
а)   номинальные общности;
б)   массовые общности;
в)   аудитория;
г)   социальные круги.
3. Признаки социальных групп:
а)   устойчивость состава;
б)   продолжительность существования;
в)   определённость состава и границ;
г)   общая система ценностей и норм;
д)   осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.
4. Классификация групп:
а)   по характеру связей (формальные и неформальные);
б)   по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);
в)   по объёму (большие и малые);
г)   в зависимости от пола и возраста (демографические) и т. д.
5. Групповая сплочённость и дифференциация.
6. Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.


«Малые группы и их роль в обществе»

1. Понятие «малая группа».
2. Признаки малой социальной группы:
а) небольшое число членов;
б) непосредственность общения между ее членами;
в) общие интересы, цели и совместная деятельность;
г) определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
д) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
е) общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
ж) определенная структура организации и управления;
з) групповая идентичность.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные;
в) референтные.
4. Функции социальных групп:
а) функция социализации;
б) инструментальная;
в) экспрессивная;
г) поддерживающая.
5. Особенности формирования малых социальных групп в современном обществе

«Межличностные отношения и взаимодействия».

1. Понятие о межличностных отношениях.
2. Отличительные черты межличностных отношений:
а)   эмоционально окрашенный характер;
б)   непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;
в)   осуществление внутри узкого круга людей.
3. Основные сферы межличностных отношений:
а)   отношения в семье;
б)   отношения среди коллег;
в)   отношения в дружеской компании.
4.Условия эффективности межличностного взаимодействия:
а)   принятие иного мнения как должного;
б)   готовность к диалогу и взаимопониманию;
в)   осуществление совместной деятельности;
г)   общность целей и интересов.
5. Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.
6. Специфика межличностного конфликта и его значение.

 «Общение как форма межличностных взаимодействий».

1. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
2. Признаки общения:
а)   обмен информацией, её уточнение, обогащение;
б)   обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
в)   восприятие и понимание партнёра, его поведения и психологических особенностей.
3.  Типы субъектов общения:
а)   реально существующие субъекты;
б)   иллюзорные партнёры;
в)   воображаемые партнёры.
4. Виды общения (по цели и содержанию):
а)   познавательное;
б)   деловое;
в)   личностное.
5. Основные функции общения:
а)   коммуникативная (обмен информацией);
б)   перцептивная (принятие друг друга);
в)   интерактивная (взаимодействие друг с другом).
6. Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.
7. Условия конструктивного общения:
а)   готовность к сотрудничеству и компромиссу;
б)   принятие иной точки зрения при отстаивании своей;
в)   уважительное отношение к партнёру.
8. Специфика общения в сетевом сообществе:
а)   интенсивность коммуникаций;
б)   виртуальное общение;
в)   обилие и разнообразие информационных потоков.
9. Общение как особый вид человеческой деятельности.
10. Общение в игре, труде, учении.

 «Общение как форма межличностных взаимодействий». 

1. Понятие и специфические признаки общения.
2. Функции общения в формировании и развитии человека.
3. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
4. Типы субъектов общения:
а) реально существующие субъекты
б) иллюзорные партнеры
в) воображаемые партнеры
5. Средства общения.
6. Виды общения:
а) непосредственное и опосредованное
б) прямое и косвенное
7. Факторы, способствующие успешному общению:
а) взаимопонимание
б) солидарность
в) толерантность


«Молодёжь как социальная группа в современном обществе».

1. Молодёжь как социологическое понятие.
2. Границы молодежного возраста (важнейшие этапы взросления):
а)   подростки (тинейджеры) — 16-18 лет;
б)   молодёжь — от 18 до 24 лет:
в)   «молодые взрослые» — от 25 до 30 лет.
3. Особенности социального положения молодёжи:
а)   переходность положения;
б)   высокий уровень мобильности;
в)   освоение новых социальных ролей;
г)   перспективы в профессиональном и карьерном плане.
4. Социально-психологические качества молодёжи:
а)   неустойчивость психики;
б)   внутренняя противоречивость;
в)   низкий уровень толерантности;
г)   стремление отличаться от других;
д)   наличие специфической молодёжной субкультуры.
5. Основные проблемы современной российской молодежи:
а) сокращение численности молодёжи в структуре населения;
б) рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;
в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.
6. Государственная молодёжная политика РФ.

 «Молодёжная субкультура».

1. Молодёжь как социально-демографическая группа.
2. Определение молодёжной субкультуры.
3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте:
а)   роль школьника, студента;
б)   роль работника;
в)   роль гражданина и др.
4. Молодёжная субкультура как часть культурной среды современного общества:
а)   ценности и идеалы;
б)   язык, символы, особенности межличностного общения;
в)   стиль жизни, нормы поведения, мода.
5. Неформальные молодёжные объединения:
а)   панки;
б)   рокеры;
в)   готы;
г)   футбольные фаны и др.
6. Девиантное поведение молодёжи и его причины.

«Этнические общности», «Этнос как особая социальная общность»

1. Понятие «этническая общность».
2. Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3. Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
в) нация.
4. Тенденции межэтнических отношений:
а) интеграция;
б) дифференциация.
5. Межэтнические отношения в современном мире.

«Нации и межнациональные отношения».

1. Нация как высшая форма этнической общности.
2. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а)   межнациональная интеграция;
б)   межнациональная дифференциация.
3. Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
4. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

«Межнациональные конфликты и пути их разрешения».

1. Понятие межнационального конфликта.
2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:
а)   неравенство в уровне жизни;
б)   миграция;
в)   территориальные споры;
г)   принадлежность к разным конфессиям;
д)   различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т. д.
3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:
а)   этнический (защитный);
б)   державно-государственный (воинствующий);
в)   бытовой.
4. Формы национализма:
а)   расизм;
б)   шовинизм;
в)   геноцид;
г)   апартеид;
д)   ксенофобия.
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:
а) признание существования межнациональных проблем и решение их мирными методами;
б) взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
в) переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
г) использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.
6. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.

 «Основы национальной политики в РФ».

1. Что такое национальная политика?
2. Принципы государственной национальной политики в России:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещение любых форм дискриминации;
б) сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;
в) гарантия прав коренных малочисленных народов;
г) содействие развитию национальных культур и языков народов России и др.
3. Конституция РФ о праве каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.
4. Культура межнациональных отношений.
5. Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления:
а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;
б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;
в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества и т.д.

«Социальный конфликт и пути его разрешения».

1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а)   неблагоприятные условия работы;
б)   неудовлетворённость оплатой труда;
в)   психологическая несовместимость людей;
г)   различие существенных интересов и принципов;
д)   перераспределение влияния в группе или между группами;
е)   идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж)  несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
4. Стадии развития межгруппового конфликта:
а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряжённости;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.
5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу — ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.

«Межличностные конфликты и способы их разрешения», «Конфликт в межличностных отношениях»


1. Понятие «межличностный конфликт».
2. Причины конфликтов:
а) несправедливое распределение материальных и духовных благ;
б) искажение информации;
в) психологическая несовместимость;
г) стремление к власти;
д) различие во взглядах и мнениях;
е) различие в опыте и знаниях.
3. Стадии конфликта:
а) предконфликтная;
б) конфликтная;
в) разрешение конфликта;
г) послеконфликтная.
4. Стили поведения в конфликте:
а) уход (избегание, бездействие);
б) приспособление (уступка);
в) принуждение (борьба, соперничество);
г) компромисс;
д) сотрудничество. 
5. Недопущение конфликта и его профилактика.

«Социальные нормы и их функции». 

1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а)  возникают в процессе исторического развития;
б)  представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;
в)  носят объективный характер;
г)  рассчитаны .на многократное повторение;
д)  выстраиваются в определенной иерархии.
3. Виды социальных норм:
а)  табу, обычаи, традиции;
б)  моральные нормы;
в)  религиозные нормы;
г)  корпоративные нормы;
д)  правовые нормы.
4. Функции социальных норм:
а)   культурно-историческая;
б)   социального контроля;
в)   воспитательная;
г)   регулятивная;
д)   стабилизирующая.

«Социальные нормы и социальные санкции».


1. Социальные нормы как правила поведения, принятые в обществе.
2. Функции социальных норм:
а)   координация деятельности людей;
б)   освоение правил жизни в обществе молодого поколения;
в)   выступают в качестве характерных признаков групп.
3. Виды социальных норм:
а)   моральные нормы;
б)   правовые нормы;
в)   религиозные нормы;
г)   обычаи и традиции;
д)   ритуалы, церемонии;
е)   нормы этикета и пр.
4. Социальные санкции — меры воздействия общества на личность.
5. Типы социальных санкций:
а)   по предъявлению (формальные и неформальные);
б)   по отношению к личности (позитивные, негативные).
6. Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

«Роль семьи в жизни человека и общества».

1. Семья — первичная ячейка общества.
2. Основные типы семейных отношений:
а)   кровнородственные;
б)   брачные.
3. Особенности семьи:
а)   семья как малая группа;
б)   семья как социальный институт.
4. Свойства семьи как малой группы:
а)   наличие кровнородственных или брачных связей;
б)   совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.
5. Функции семьи:
а)   репродуктивная;
б)   досуговая;
в)   воспитательная;
г)   эмоционально-психологическая;
д)   хозяйственная;
е)   статусная и т. д.
6. Формы семьи:
а)   по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);
б)   по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);
7. Тенденции развития семьи в современном обществе:
а)   равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
б)   изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
в)   увеличение числа ранних браков и их распад;
г)   утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;
д)   рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
е)   увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
8. Особенности развития семьи в современной России

«Отклоняющееся поведение и его виды».

1. Понятие об отклоняющемся поведении.
2. Причины отклоняющегося поведения:
а)   влияние семьи и семейного воспитания;
б)   наличие способностей и талантов;
в)   кризисные явления в обществе;
г)   проблемы социализации молодёжи.
3. Виды отклоняющегося поведения:
а) позитивное; 
б) девиантное;
в) делинквентное.
4. Формы девиантного поведения:
а)   алкоголизм;
б)   табакокурение;
в)   наркомания;
г)   проституция и пр.
5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

«Социальный статус и социальная роль».

1. Социальный статус как характеристика положения человека в обществе.
2. Признаки социального статуса:
а)   место жительства;
б)   уровень образования и профессия;
в)   стиль поведения и одежды и т.д.
3. Основные виды социальных статусов:
а)   предписанный (заданный, врождённый);
б)   достигаемый (приобретённый).
4. Связь между социальным статусом и социальной ролью.
5. Структура ролевого набора личности:
а)   роли в семье;
б)   роли в малом социуме;
в)   роли в профессиональной деятельности;
г)   роли в гражданской деятельности и т.д.
6. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных ролей.

«Социализация индивида». 

1. Понятие социализации.
2. Задача и функция социализации.
3. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
4. Виды социализации:
а) первичная
в) вторичная
5. Факторы, способствующие успешной социализации:
а) агенты социализации
б) социальные лифты
в) социально-экономические и политические условия

«Социализация личности».

1. Что такое социализация?
2. Функции социализации:
а)   освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б)   приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в)   усвоение моральных ценностей и идеалов;
г)   освоение практических умений и навыков.
3. Социализация на протяжении всей жизни:
а)   от младенчества до молодости;
б)   освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте;
в)   продолжается ли социализация в старости?
4. Институты (агенты) социализации:
а)   значение семьи в первичной социализации;
б)   роль образования в социализации личности;
в)   опыт сверстников;
г)   СМИ как агенты социализации.
5. Значение социализации для личности.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив