4.10. Избирательная кампания в РФ

Избирательная система

Во всех демократических странах политическая элита формируется посредством выборов, которые проводятся в соответствии с принятой в государстве избирательной системой. 

Избирательная система — политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. Другими словами, это совокупность принципов, норм и правил проведения выборов органов государственной власти 
Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Компоненты избирательной системы:
  1. Избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле слова — политическое право граждан избирать (активное) и быть избранными (пассивное избирательное право);
  2. Избирательный процесс (избирательная процедура) — комплекс действий в процессе выборов:
  3. Подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
  4. Выдвижение и регистрация кандидатов;
  5. Предвыборная агитация и финансирование выборов;
  6. Голосование и подведение итогов выборов;
  7. Процедура отзыва депутатов.

Принципы демократического избирательного права
  • Принцип равенства
Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов
  • Принцип всеобщности
Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых в органы местного самоуправления — лица, достигшие 18 лет, в Государственную Думу — достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде не применяются
  • Принцип тайного голосования
Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него
  • Принцип непосредственности
Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.
Данный принцип не реализуется при выборах Президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России

  • Принцип состязательности
Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.
Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введён лишь в 1993 г.
  • Принцип гласности
Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.
  • Принцип свободы выборов
Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление
  • Принцип ограничения срока выборов
Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством

Типы избирательных систем

1. Мажоритарная система
  • абсолютного большинства
  • относительного большинства
2. Пропорциональная система
3. 
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система

1) Мажоритарная система
Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

Согласно мажоритарной системе перед выборами территория государства или региона разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет. Избирательные округа различаются по количеству предоставляемых им мандатов (мест в государственных органах власти).

Так, округа, в которых избирается один кандидат, называются одномандатные, два или более – многомандатные. Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. 
Данная процедура характерна для проведения выборов в парламент, где избираются несколько кандидатов, при выборах одного высшего должностного лица, например, президента вся территория государства становится единым избирательным округом.

Избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица); 
Избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы; 
Избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально; 
Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат; 

Достоинства: Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа
Недостатки: Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах

А) Абсолютного большинства

Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос.
Применяется при выборах президента в России и во Франции

Б) Относительного большинства

обязательный минимум участия избирателей, как правило, не устанавливается и избранным считается тот кандидат, который получил число голосов, больше, чем любой из его соперников. При этом выборы будут считаться действительными, даже если проголосует хотя бы один избиратель.

2)Пропорциональная система
Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
В отличие от мажоритарной системы в пропорциональной системе выдвижение кандидатов производится путем составления партийных списков. Избиратели голосуют за спи- сок, составленный партией, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу. Выборы по пропорциональной системе проводятся по единому (общенациональному) избирательному округу. 
Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на предпоследних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году составлял 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%. 
Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.
Достоинства: Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства
Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
Недостатки: Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией
Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений

3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система
Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.
  • Выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах по пропорциональной системе, а в одномандатных округах по мажоритарной. 
  • Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. 
  • Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы
Достоинства: Формируется действительно представительный парламент
Недостатки: В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов
Партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей. В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

Избирательная кампания и избирательный процесс.

Выборы – это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.

Выборы различаются:

По объекту: президентские, парламентские, местного самоуправления
По масштабу: федеральные, региональные, местные
По срокам: очередные, досрочные, повторные

Значение выборов: 
-являются важным средством систематического обновления властных структур
-выявляют реальные интересы и потребности народа
-способствуют приобщению граждан к политике
-придают власти легитимны характер

Избирательная кампания – это комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий, которые проводятся с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами

Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.

Избирательный процесс 
является практически-организационным компонентом избирательной системы, базирующимся на избирательном праве и включающим несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии (этапы) избирательного процесса.

Наименование стадииЕё сущность
Назначение даты выборовНачалом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти
Образование избирательных округов и избирательных участковИзбирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Не случайно этот единый избирательный округ получил название федерального округа.
Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ.
Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях согласно закону могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер
Формирование избирательных комиссийПодготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ —> избирательные комиссии субъектов РФ —> территориальные (районные, городские и др.) комиссии —> избирательные комиссии муниципальных образований -> участковые избирательные комиссии. Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах
Составление списков избирателейВсе граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должностьПраво выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.
Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях

Предвыборная агитацияПредвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.
Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и пр. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов.
В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.
При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования
Голосование и установление результатов голосованияИзбиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.
Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе.
Голосование и установление результатов голосованияИтоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения
Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти целиПодготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия (избирательное объединение) для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться избирательным объединениям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется, во-первых, из собственных средств кандидата, избирательного объединения; во-вторых, из средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объединением; в-третьих, из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив