Избирательная кампания в РФ

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Избирательная кампания в РФ, этапы ее проведенияиз раздела кодификатора (4.10. Избирательная кампания в РФ)

Избирательная кампания

Избирательная кампания – это комплекс мероприятий (политических, организационных, информационно-пропагандистских и агитационных), который проводится с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами.

Этапы проведения избирательной кампании в РФ

1. Назначение даты выборов. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, а выборы депутатов Государственной думы нового созыва – Президент РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Такой же порядок действует и в муниципальных образованиях. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

2. Выдвижение кандидатов. Политические партии, имеющие право принимать участие в выборах выдвигают список кандидатов в депутаты Государственной Думы. Президента РФ могут выдвигать как партии, так и сам кандидат при поддержке избирателей (проводится сбор подписей избирателей).

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата
1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2 настоящей статьи) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.

3. Регистрация кандидатов. Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о регистрации кандидата или об отказе в регистрации. Если сбор подписей избирателей не проводился (исключением являются выборы Президента РФ), то в качестве подтверждения серьезности намерений кандидата может быть внесен избирательный залог в размере 15 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. Предельная сумма расходов избирательного фонда политической партии не должна превышать 700 миллионов рублей (согласно закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

4. Утверждение избирательных округов. Во время выборов Президента РФ (по мажоритарной системе) и выборов депутатов (по пропорциональной избирательной системе) территория страны становится единым избирательным округом, который делится на избирательные участки.

Во время проведения выборов парламента (по мажоритарной системе) и многомандатные округа также делятся на избирательные участки. Чтобы каждый избиратель имел возможность посетить избирательный участок, они функционируют в каждом квартале города. Кроме того, возможно проведение досрочного голосования для граждан, которые не могут посетить избирательный участок в день выборов.

5. Регистрация избирателей. Регистрация избирателей проводится по месту жительства. Перед проведением выборов также составляются списки голосующих, куда включаются все граждане РФ, обладающие в день выборов избирательным правом.

6. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация – это деятельность граждан в период избирательной кампании, направленная на привлечение избирателей к участию в выборах. 

Каждый кандидат стремится довести до избирателей информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.  

Агитационный период в РФ начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается за сутки до голосования.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» 
Статья 49. Предвыборная агитация
2. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.

Предвыборная агитация позволяет избирателям познакомиться с программой кандидатов и сделать обдуманный выбор.

7. Голосование. Избирательная комиссия через СМИ оповещает граждан о месте и времени проведения голосования. Избиратель получает бюллетень (документ, посредством которого гражданин выказывает свою волю, выбирая кандидата) для участия в голосовании, проходит в специально оборудованную кабину, где и осуществляет свой выбор (тайное голосование). Избиратель имеет право голосовать только за себя. Для граждан, не имеющих возможности проголосовать на участке, организуют посещение на дому с переносными урнами для голосования.

8. Определение результатов выборов. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов избирателей. Он проводится без перерыва и осуществляется открыто и гласно с оглашением результатов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе.

Итоги голосования публикуются избирательной комиссией.

Комментариев 0