СМИ в политической системе
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "СМИ в политической системе" из раздела кодификатора (4.9. Средства массовой информации в политической системе)Содержание:
↑ СМИ. Признаки и виды СМИ
Средства массовой информации (СМИ) являются важным институтом гражданского общества.
СМИ – организации, целью которых является сбор, обработка и передача обществу информации с помощью специальных технических средств (телевидение, радио, интернет, периодические издания.
Различают следующие признаки СМИ:
- Использование специальных технических средств для сбора, обработки и передачи информации;
- Неограниченные круг потребителей;
- Однонаправленное движение потока информации (от СМИ к потребителю);
- Периодический или постоянный характер работы.
- Печатные (журналы, газеты).
- Электронные (сетевые ресурсы – Интернет).
- Аудиовизуальные (телевидение и радио).
- Правительственные
- Оппозиционные
- Независимые СМИ.
В современных реалиях СМИ играют большую роль в управлении обществом, поскольку они являются посредником в отношениях населения и власти и способствуют формированию общественного мнения. Неслучайно еще в XIX веке О. де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной, исполнительной и судебной.
↑ Функции СМИ
СМИ играют важную роль в жизнедеятельности общества и выполняют следующие функции:- Информационная (СМИ сообщают и комментируют важную для граждан информацию);
- Культурно-образовательная (различные обучающие программы, образовательные статьи, которые содержат сведения о разных сторонах повседневной жизни, и пр.);
- Политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям и действиям);
- Мобилизационная (объединение граждан, побуждение их к политическим действиям);
- Осуществление общественного контроля за действиями власти (информирование населения о злоупотреблении власти). Возможна только при существовании независимых СМИ;
- Рекреативная (развлекательные передачи, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.)
- Рекламно-справочная (распространение информации, нацеленной на продажу товаров и услуг).
- Организаторская. (например, организация помощи пострадавшему от природных
- бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации
- об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта).
Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая
для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).
PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благоприятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно
функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.
↑ Закон РФ о СМИ
В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».
Закон о СМИ:
- Устанавливает норму о свободе СМИ (нельзя ограничивать поиск, производство и распространение массовой информации);
- Запрещает злоупотребление свободой СМИ (нельзя использовать СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний и распространять сведения, являющиеся государственной тайной);
- Недопустимость цензуры, т.е. контроля государственными органами СМИ и согласования поступающей в массы информации;
- Право на получение информации (граждане имеют право на получение достоверной информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц);
- Распространение зарубежной информации (необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к получению материалов из зарубежных СМИ);
- Регулирует порядок создания СМИ (необходимость регистрации СМИ в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям).
Статья 1. Свобода массовой информации
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
Статья 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.
Статья 38. Право на получение информации
Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Статья 54. Распространение зарубежной информации
Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.
Комментариев 0