4.2. Государство, его функции

Государство, теория происхождения, признаки, функции.

Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли. В её истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.

Теории происхождения государства

1) Теологическая  (Августин Блаженный, Фома Аквинский)Государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле.
2) Классовая (Карл Маркс, В.И. Ленин) Государство  - это продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов.
3) Патриархальная (Р. Филмер) Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу.
4) Договорная (естественно-правовая) (Г.Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк) Государство – это продукт договора между людьми о защите их естественных прав.
5) Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Государство – это исторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. 

Признаки государства:

1) Территория с четкими границами государства.Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
2) Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)
3) Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) 
Суверенитет – независимость от других государств и верховенство внутри страны. 
4) Монополия на легальное применение силы (армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура).
5) Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег
6) Наличие системы права (законы).
7) Наличие армии.
8) Обязательность гражданства в государстве 
(Гражданство – определяемый законом статус гражданина, устанавливающий его политическую и правовую принадлежность к какому-либо государству и выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности) 
9) Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
10) Наличие госудаственной символики (герб, флаг, гимн, государственный языкб и денежная едница)

Наряду с указанными основными признаками государства в современной науке выделяют дополнительные признаки:
  • язык как средство общения на территории того или иного государства;
  • единую оборонную и внешнюю политику;
  • единую транспортную, информационную, энергетическую системы и др.

Функции государства (внутренние и внешние)

Внутренние функции:
  • Политическая функция — государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов
  • Экономическая функция — государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)
  • Финансовая функция — осуществление эмиссии (выпуск) денег и упорядочение денеж- ного обращения на территории государства); 
  • Правоохранительная функция (обеспечение правопорядка и безопасности); 
  • Социальная функция — государство осуществляет программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
  • Идеологическая функция — государство воспитывает членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации
  • Экологическая функция (охрана окружающей природной среды).
Внешние функции:
  • Участие в решении глобальных проблем
  • Отстаивание национальных интересов на международном уровне; 
  • Организация обороны и охрана государственной безопасности; – сотрудничество с другими странами. 

Государства различаются в первую очередь формой правления сложившейся в данном обществе, формой государственного устройства и политическим режимом, утвердившемся в данном государстве. 


Форма правления

Форма правления – это способы формирования и организации государственной власти.

1) Монархия 
  • абсолютная
  • конституционная (конституционная дуалистическая, конституционная парламентская)
  • теократическая
2) Республика

  • президентская 
  • полупрезидентская (смешанная) 
  • парламентская


Монархия 

Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единому правителю (монарху) и передается по наследству. 

Монархия, в свою очередь, подразделяется на:

1) Абсолютную
2) Конституционную
  • дуалистическую
  • парламентскую
3) Теократическую


1) Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена (ни конституцией, ни парламентом). 

Абсолютная монархия предполагает, что единственным источником власти и носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Так, например, в Саудовской Аравии основами законодательства служат тексты Священного Корана, главой государства и религиозным лидером является сын основателя страны король Абдалла ибн Абдель Азиз аль-Сауд династии Саудитов, которому подчинены все ветви власти. Таким образом, Судовская Аравия является абсолютной теократической монархией. 
В настоящее время данная форма правления сохраняется также в Омане, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Катаре. 

2) Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена деятельностью парламента и действующим законодательством (конституцией).

Конституционная монархия может быть дуалистической, при которой основную роль в управлении государством играет монарх, притом, что законодательно власть разделена между монархом, правительством, формируемым монархом и парламентом. Подобная форма правления существует в настоящее время в Королевстве Марокко. Девиз королевства – «Бог, Родина, Король», указывает на важнейшую роль монарха в государстве. Согласно действующей конституции, «Король является руководителем государства, его высшим представителем, символом единства нации, гарантом постоянства и постоянного развития и главным арбитром при спорах между государственными организациями». Действующий парламент выполняет лишь законодательную функцию. Король выступает председателем Совета Министров, верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Королевства, председателем Совета Безопасности и Верховного Суда, назначает судей и распределяет военные должности, формирует правительство и имеет право распустить парламент. В настоящее время дуалистическая монархия существует также в Иордании, Таиланде, Непале. 

В парламентской конституционной монархии монарх выполняет лишь представительные и церемониальные функции, основные же полномочия и власть находятся у парламента. Правительство формируется парламентам и несет перед ним ответственность. Ярким примером парламентской монархии служит Великобритания. В Англии нет конституции как единого основного закона. Она состоит из множества статусов (законов), к которым относятся такие законодательные акты как Великая хартия вольностей, составленная еще в 1215г., Билль о правах 1679г., Хабеас корпус акт 1679г. и др., а также судебных прецедентов (решений высших судов), неписаных конституционных обычаев и мнения выдающихся ученых-юристов. Главой государства является королева Елизавета II, взошедшая на престол в 1952г. К королевским полномочиям относятся право объявлять войну и заключать мир, право созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра, утверждать законы, принятые парламентом. Королева также является верховным главнокомандующим вооруженных сил, главой судебной власти и Англиканской церкви. Высший орган законодательной власти в Англии – парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин, а высший орган исполнительной власти – правительство во главе с премьер-министром, который является лидером партии палаты общин. В настоящее время фактическая власть в Великобритании находится в руках правительства и парламента, королева же выполняет церемониальные функции. 

Парламентская монархия существует также в Нидерландах, Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Испании. В современном мире встречаются и такие формы монархического правления, которые не входят в принятую классификацию. Например, Малазийская Федерация (Малайзия) является конституционной монархии, но ее правитель, называемый Мухаммад V Фарис Петра, избирается на 5 лет Советом правителей. А такие государства как Австралия, Канада, Ямайка и ряд других признают главой государства английскую королеву. 

3) Теократическая монархия означает, что глава государства является также и духовным лидером. 
(Ватикан, Султанат Бруней, Королевство Саудовская Аравия)


Республика

Республика – это форма правления, при которой верховная власть избирается народом на определенный срок. 

Республики делятся на
  1. Парламентские
  2. Президентские
  3. Смешанные

Президентская республика

В президентской республике,как правило, решающая роль в управлении страной принадлежит президенту, который является главой государства и исполнительной власти, и избирается прямым голосованием граждан. Президент самостоятельно формирует правительство и имеет право отправить его в отставку, назначает и смещает министров. Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность. Как правило, президент не может распустить парламент, но имеет право наложить отлагательное вето на его решения (право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент) и утверждения принятых парламентом законопроектов. Парламент же имеет право начать процесс импичмента (судебное разбирательство с последующим отстранением от должности) против президента. Рассмотрим пример:

США
Классической президентской республикой являются США. Там президент является главой государства и главой правительства. Президент формирует правительство – администрацию и распускает его. Конгресс может ограничить президента законом, бюджетом, а тот обладает правом «вето». Президент является главнокомандующим армией, флотом и милицией, когда она призывается на действительную службу, он имеет право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов. По совету и с согласия Сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов.
Президент Соединенных Штатов имеет большие полномочия, но многие его решения требуют согласия парламента.
В США и других президентских республиках существует очень жесткое разделение властей, где каждая власть самостоятельна. Парламент не может распустить правительство, а президент распустить парламент.

Парламентская республика


Важнейшей отличительной чертой парламентской республики является данное основным законом (конституцией) право парламента на формирование правительства и назначение президента. В парламентской республике правительство – главный орган управления страной, а глава правительства (премьер-министр) является фактически первым лицом в структуре власти. Полномочия президента осуществляются только с согласия правительства и ограничены лишь представительскими функциями.
Так, например, в Италии, согласно действующей конституции высшим органом законодательной власти является парламент, состоящий из палаты депутатов и сената. Глава государства – президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием представителей областей сроком на 7 лет. В его полномочия входят: направление палатам послания, назначение выборов новых палат и референдумов, обнародование законов, прием дипломатических представителей, ратификация (утверждение в своем государстве) международных договоров, также он является верховным командующим вооруженными силами, может даровать помилование и смягчать наказания. Вся широта законодательной и исполнительной власти принадлежит парламенту.

В настоящее время парламентская республика существует в Австрии, Греции, Эстонии, Индии, Латвии, Литве, Германии, Португалии.

Смешанная республика


В условиях если сильная президентская власть сочетается со столь же сильной властью парламента, республика является смешанной (полупрезидентской). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьер-министра и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им. К таким республикам относятся Россия, Франция, Польша и др.

Линии сравнения
Президентская
Полупрезидентская (смешанная)
Парламентская
1. Порядок избрания президента
Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)
Избирается на заседании парламента
2. Порядок образования правительства
Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле
Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента
Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
3. Ответственность правительства
Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству
Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен
Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства
4. Право роспуска парламента у президента
Отсутствует
Президент имеет право роспуска парламента
5. Наличие поста премьерминистра
Отсутствует
Существует пост премьер-министра
6. Объём полномочий президента
Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти
Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством
Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несёт за них ответственность
7. Современные государства
США, страны Латинской Америки
Австрия, Россия, Франция
Индия, Италия, ФРГ, Швейцария


Форма государственно-территориального устройства

Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование.

Государственный аппарат (механизм) — система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
  • принцип представительства;
  • принцип разделения властей;
  • принцип демократизма;
  • принцип законности;
  • принцип гласности;
  • принцип профессионализма и компетентности;
  • принцип федерализма.
Формы государственно-территориального устройства – способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный Конституцией.

Существует 3 формы:

1. Унитарное
  • централизованное
  • децентрализованное
2. Федерация
3. Конфедерация


Унитарное государство

1. Унитарное («uno» – один) – это такое устройство государства, при котором отдельные административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью, а подчиняются единым общим законам. Таким образом, в унитарном государстве действует единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Большинство стран мира по форме территориального устройства являются унитарными. Это Китай, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция, Румыния, Турция, Израиль и др.

Унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным.
  • Централизованное
Представляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией (Великобритания, Дания, Швеция)

  • Децентрализованное
Крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена
(Испания, Италия, Франция)


Федерация


Федерация – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственными политическими и экономическими полномочиями и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов (местное самоуправление), деятельность которых ограничена общим законодательством. Так, например, согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.

Конфедерация

Конфедерация – союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. В конфедерации все решения принимаются на основании договоренности и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти каждого из государств. В конфедерации отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон. 

В современном обществе политологи рассматривают в качестве конфедерации таможенные союзы государств, такие как Бенилюкс (политический и таможенный союз Бельгии, Нидерланд и Люксембурга), Европейский союз (ЕС) (экономическое и политическое объединение 28 европейских государств), Меркосур (экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой) и др. 

Линии
сравнения
Унитарное
государство
Федерация
Конфедерация
1. Сущность формы государственно-территориального устройства
Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство
Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство
Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии
2. Конститутивные (определяющие) решения
Принимаются высшими органами власти
Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации
Принимаются высшими органами власти государств-участников
3. Территория
Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром
Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке
Отсутствие единой территории
4. Политическая самостоятельность
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью
Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью
Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность
5. Конституция
Единая
Союза и субъектов, верховенство конституции союза
Государствучастников
6. Гражданство
Единое
Союзное и субъектов
Государствучастников
7. Правовая
 и судебная
 системы
Единая
Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты
Отсутствие единой правовой и судебной систем
8. Международная деятельность
В полном объёме: открытие посольств и представи тельств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях
Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены
Государстваучастники осуществляют международную деятельность в
 полном объёме
9. Право расторжения договора

Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации
Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке
10. Современные государства
Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония
Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария
Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС)

Политический режим государства

Политический режим – совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Существует три основных политических режима:

1) Демократический
2) Тоталитарный
3) Авторитарный


О режимах более подробно в следующей теме.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив