4.1. Понятие власти

Политика, виды, функции, элементы.

Политика — сфера общественных отношений, которая связана с деятельностью людей по осуществлению общих интересов, основным из которых является власть.

Виды политики
– внутренняя и внешняя;
– экономическая, социальная, национальная, экологическая, военная, молодежная и т. д.

Функции политики:
  • обеспечение общественного порядка и целостности общества;
  • разработка целей развития общества и мобилизация масс на их выполнение;
  • учёт и согласование разнообразных интересов групп и слоёв населения;
  • предотвращение и урегулирование конфликтов в обществе;
  • прогнозирование вызовов современности, определение перспектив развития общества;
  • осуществление связей с другими странами.
Базовые элементы политики


  • Политическая организация — различные институты публичной власти
  • Политические отношения — возникают между различными общественными группами и институтами (например, элитой и электоратом)
  • Политическое сознание — воплощение политических взглядов, идей, программ, норм, установок в поведении людей, органов государственной власти и местного самоуправления

    Понятие власти.

    Власть – это:
  • Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти
  • Способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет
  • Механизм организации и регулирования совместной деятельности
Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без неё, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.
 Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования её во вред подвластным.
 
 Компоненты (структура) власти:
 
 1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
 2) Субъект власти ( руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
 3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
 4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
 5) Основание власти (база, источники, на которые опирается власть: экономические. Социальные. Юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания)
6) Ресурсы власти


Ресурсы власти

Ресурсы власти – все возможные средства, которые использует лидер или группа лиц для влияния на других. 
  • экономические
  • социальные
  • информационные
  • силовые ресурсы. 
Экономические ресурсы – это материальные ценности и блага: деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др., обладание которыми дает превосходство над другими, а также делает возможным вознаграждение за подчинение или лишение благ за неповиновение. Так, директор может поощрять работников премиями или надбавками, либо наказывать их лишением заработной платы или штрафами. 

Социальные ресурсы – это способность повышения или понижения по должности. Для этого в обществе существует огромная система и иерархия должностей. Повышение в должности влечет за собой улучшение материального благосостояния, повышение престижа, возможность получить качественное образование и лучшее медицинское обслуживание и пр., понижение, напротив, ухудшает материальное положение, снижает авторитет и престиж человека. 
 
Информационные ресурсы – это знания и информация, а также различные духовные ценности, которые получают свое распространение посредством средств массовой информации, а также других социальных институтов (религия, образование и т.д.), создавая при этом необходимое общественное мнение, что впоследствии влияет и на поведение людей. 
 
Силовые ресурсы – это средства принуждения, такие как оружие, военная техника, личная физическая сила, армия, полиция, прокуратура, система судов и тюрем. 

В государстве все перечисленные ресурсы применяются в совокупности. 

Некоторые политологи еще одним своеобразным ресурсом власти признают демографический ресурс, т.е. самого человека, общество. Так как именно от этого ресурса зависят остальные. Таким образом, человек выступает не только как субъект и объект власти, но и как основной ресурс. 


Виды власти

Существует множество классификаций (типологий) власти. 

  • По степени институциализации: правительственная, городская, школьная и др.
  • По субъекту власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская
  • По режиму правления: демократическая, авторитарная, деспотическая и др.
  • По правовому признаку: законная/незаконная, легальная /нелегальная
  • По количеству индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная 
  • По сфере воздейтсвия: экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная, родительская и т.д.
 

Политическая и государственная власть

Политическая власть – это способность и возможность социальной группы, страты (слоя) или класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия, а  государственная власть – вид политической власти, осуществляемой руководством страны посредством государственного аппарата и установления правовых норм. 


Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Сфера охвата политической власти намного шире, чем государственной. Так, политическая деятельность осуществляется не только органами государственной власти, но и другими политическими организациями (партиями, профсоюзами и т.д.), в то время как государственная власть находится только в руках правительства. 

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти

Признаки политической власти:
  • распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства
  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
  • характерно существование единого общественного центра принятия политических решений
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства(принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества
  • верховенство;
  • публичность;
  • легальность применения силы;
  • единый центр принятия решений;
  • многообразие, используемых ресурсов.
 
Ресурсы политической власти:
  • экономические;
  • социальные;
  • культурно-информационные;
  • принудительные;
  • демографические.

Виды политической власти 

По своему предназначению: 
  • законодательная
  • исполнительная
  • судебная
По месту в структуре власти: 
  • центральная
  • региональная
  • местная
По основному субъекту: 
  • монархическая
  • республиканская

 Исследователи выделяют следующие функции политической власти:
 
  • формирование политической системы общества, организация политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами.
  • управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическим/неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений
  • создание определенной, характерной для того или иного общества формы правления, типа политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества
  • обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; – управление общественной жизнью;
  • поддержание целостности и единства общества.
     
    Способы властвования:
  • побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
  • блокирование нежелательных для руководства видов поведения.
Политическая власть в современном мире должна быть:
  • ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
  • институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
  • легитимна, т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.
Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.

Принципы устойчивости политической власти:

1) Легитимность власти (процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров партий, организаций и движений)

Признаки легитимности:
-положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение.
 -признание власти гражданским обществом
 -признание власти мировым сообществом

2) Результативность власти – степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население
 Признаки результативности:
  • успешная экономическая политика
  • устойчивый рост благосостояния основной части населения
  • укрепление общественного порядка
  • авторитет на международной арене
 
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).


Государственная власть имеет свои отличительные признаки:
  1. носит публичный характер, то есть выступает от имени общества
  2. носит суверенный характер, то есть верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и обладает независимостью в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет)
  3. ограничена территорией, что является базовым условием существования государства.
Государственный аппарат – система органов государственной власти, с помощью которых осуществляется управление обществом. 
 
Государственная власть делится на:
  1. Законодательную
  2. Исполнительную 
  3. Судебную
Эта типология основывается на теории разделения властей. (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, А. Гамильтон и Д. Мэдисон)

Разделение властей. Система сдержек и противовесов.

Цель разделения властей: предотвратить возвышения одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Система сдержек и противовесов – это система разделения компетенций (полномочий) органов власти, которая предполагает независимость законодательной, исполнитель- ной и судебной власти и возможность контролировать и ограничивать друг друга. 

Основные положения теории:
 1) Законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно Конституции.
 2) Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой
 3) Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти
 4) Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

 
Основные функции каждой власти:
 1) Законодательная (парламент) представляет интересы граждан, издает законы.
 2) Исполнительная (Правительство) управляет государственными делами
 3) Судебная (судьи всех уровней) следит за соблюдением законов органами власти.

Таким образом, разделение властей предоставляет определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив