Легитимность власти

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Легитимность властииз раздела кодификатора (4.1 Понятие власти)

Эффективность и легитимность власти

Особенностью политической власти является ее элитарный характер: она осуществляется меньшинством. Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти является сохранение и развитие, адаптация всей системы, — в случае политической власти — общества. Для рядовых граждан власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, которое выражается в повышении уровня и качества их повседневной жизни. 

Таким образом, проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса — добровольного согласия на то основной части населения. 

Легитимность – это признание данной политической власти — ее институтов, решений и действий — правомерными. 

«Стабильность любого государственного строя, его долговременная способность принимать решения и обеспечивать их соблюдение без открытого применения силы в значительной степени зависит от легитимности и эффективности».
С. Липсет, американский политолог

Легитимность обусловлена многими обстоятельствами, однако наиболее тесно она связана с экономическими интересами доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах и слоях, с интересами которых оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.

Как правило, неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно, стабильной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества.

Типы легитимности власти

В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимного господства (власти):

Традиционное господство. 

Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению. Основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им влечет применение установленных обществом санкций. Традиционное общество, по Веберу, может быть геронтократическим (власть старейшин), патриархальным (власть вождя племени), патримониальным (власть монарха).

Харизматическое господство. 

Харизма (от греч. charisma — божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.
Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, которым приписывают необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в структуру этих обществ. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Как только лидер перестает подтверждать свою исключительность, сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. 

Легальное господство. 

Легальное (рационально-бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. 
Основными чертами этого типа господства являются: 
  • установление норм права и подчинение им каждого человека; 
  • применение норм права в управлении;
  • господство в обществе права, а не чиновников. 
Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники — бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не случилось, необходимо ограничивать и контролировать бюрократию: выполнять регулярную ротацию (замену через определенный срок) кадров, 
Описанные типы легитимности, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного типа связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем, тогда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона.

Источники легитимности власти

Свое отношение к власти общество формирует, когда соотносит проявление власти с основными стереотипами собственного сознания. Всю совокупность такого рода стереотипов, из которых складывается нормативная основа политики, можно условно разбить на три основных компонента. И если согласиться с тем, что источником власти является народ, то эти три компоненты можно назвать тремя источниками легитимности:
  • идеологический содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы;
  • правовой — отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве»;
  • нравственный — содержит установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий.
Позиции власти устойчивы, когда она легитимна во всех этих трех компонентах.

Легитимизация власти

Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы.

Легитимация политической власти включает в себя разнообразные виды деятельности, связанные со всеми областями жизни общества. Власть и в вопросе легитимности готова использовать все имеющиеся у нее средства Она добивается признания ее легитимности, используя для этого главные свои атрибуты: авторитет, право, насилие. 

В соответствии с ними выделяются три направления деятельности по легитимации:

  • Первое направление 
Правящая элита представляет свой собственный интерес как всеобщий. К действительно общему интересу, заключающемуся в поддержании в обществе порядка и стабильности на фоне экономического благосостояния прибавляется частный интерес правящей политической группировки. В общественном сознании возникает иллюзия неразрывности общего интереса с частным интересом правящей элиты. 
  • Второе направление 
Власть старается придать всем своим действиям законообразность. В правовом государстве это находит выражение в неуклонном следовании законам, отмене старых законов и принятии новых, в неправовом — в попрании норм нрава, неисполнении якобы устаревших законов, замене их противоречащими им подзаконными актами. При этом власть, попирая старый закон, требует неукоснительного исполнения рожденных ею новых законов.
  • Третье направление 
Власть создает репрессивные органы, использует систему принуждения, насилия.

Главное условие легитимации власти связано преимущественно с результатами ее функционирования. Поэтому лучшим и «простейшим» способом легитимации власти является проведение в жизнь такой политики, которая учитывала бы и сочетала интересы всех слоев общества и гарантирован достойные человека условия жизни. Для такого способа легитимации власти необходимы достаточно высокий уровень экономического развития общества и социально-политическая стабильность. 

Делегитимация власти

Делегитимация — утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита. 

Причины делегитимации: 
  • противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и интересами властвующей элиты;
  • противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
  • отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
  • нарастание бюрократизации и коррумпированности;
  • национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
  • потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
В политической теории существует понятие «кризис легитимности». Этот кризис возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если власти в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких народных слоев.


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0