Теории происхождения государства

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Теории происхождения государстваиз раздела кодификатора (4.2 Государство, его функции)

Теории происхождения государства

Существует множество различных теорий и концепций происхождения государства. Рассмотрим основные из них.

Теологическая теория

Основоположники теории: Аврелий Августин (Блаженный) и Фома Аквинский.

Наибольшее распространение имела в средневековую эпоху.

Суть теории: государство создал Высший Творец – Бог, следовательно правители получают свою власть непосредственно от Бога и могут повелевать другими людьми и приводить в жизнь Божью волю на земле.


Патриархальная теория 

Основоположник: Аристотель.
В своей работе «Политика» Аристотель последовательно разъясняет, что такое государство и как оно образуется. Древнегреческий философ утверждает, что властные отношения (руководитель-подчиненный) заложены в человеке природой. 
Суть теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи (семья — селение — государство). Государство при этом считается «выше» семьи, поскольку является более развитой ее формой. Аналогия между государством и большой семьей (сходство в характере власти, способах управления) присутствует практически во всех древних культурах.

Теория общественного договора (теория естественного права/договорная теория) 

ПредставителиГ. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев 

Основы этой теории сформулировал английский государственный деятель и философ Томас Гоббс в своем труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Согласно этой теории государство возникает благодаря соглашению между индивидами, общественному договору, который призван устранить беспорядок и жестокость «естественного» состояния общества.

Суть договора: люди добровольно отказываются от части своих естественных прав, передают их другим (частному лицу или организации), взамен они получают защиту базовых, неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность).

Государство — это союз свободных людей, заключенный «ради соблюдения права и общей пользы». Источник государствен­ной власти — народ. Правительство — лишь средство осуществле­ния народной воли.

Данная теория предполагает, что государство должно играть роль нейтрального арбитра, должно стоять на страже общего блага. Чтобы государство не нарушало естественные права человека, граждане должны располагать средствами защиты (принцип выборности, разделение властей, «право народа на восстание»). 

Основное содержание теории общественного договора сохраняется в качестве наиболее популярной объяснительной схемы и в настоящее время. «Общественным договором» между гражданским обществом и государством при этом считается конституция (или заменяющий ее документ), получающая одобрение на всенародном референдуме.


Теория насилия (позитивистская)

Представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.
Сут теории: государство возникает и развивается как аппарат принуждения завоевателей над побежденными племенами. Так, в результате насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы.

Марксистская теория (Классовая теория / Историко-материалистическая теория)

ОсновоположникиКарл Маркс и Фридрих Энгельс
Суть теориигосударство — это политическая организация экономически господствующего класса. Государство возникло в процессе перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу, с развитием производственных сил и появлением частной собственности.
Поскольку главная функция государства заключается в подавлении сопротивления эксплуатируемых масс, с осуществлением социалистической революции и построением бесклассового общественного строя оно утратит свою необходимость и постепенно отомрет.

Психологическая теория 

Представители: Г. Тард, Л. И. Петражицкий
Суть теории: появление государства связано со склонностью человека к коллективному образу жизни, его психологической потребности повелевать и подчиняться, искать авторитета, чьими указаниями можно было бы воспользоваться.

Комментариев 0