Перспективная модель ЕГЭ по обществознанию 2022
Перспективная модель измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮНЕ БУДЕТ использоваться при проведении ЕГЭ 2021 г.
Благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни. А чтобы наращивать наши конкурентные (кадровые, интеллектуальные, технологические) преимущества в сфере цифровой экономики, мы намерены действовать по направлениям, имеющим системное значение.
Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни…
Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект.
Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики, в том числе безопасные линии связи и центры обработки данных.
Кстати, обращаю внимание, это должна быть инфраструктура, основанная на самых передовых технологиях и разработках.
Четвёртое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики.
По сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях…
Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми. Следовательно, она задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду и гибкий рынок труда…
(По В.В. Путину)
Задание 1
Какая характеристика цифровой экономики приведена в тексте? Какую задачу национального уровня, по мнению автора, предстоит решать усовершенствованной системе образования? Что, по его мнению, должно лежать в основе современной инфраструктуры?
Задание 2
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «конкурентное преимущество». Какие три вида конкурентных преимуществ упомянуты в тексте? Что, по мнению автора, формирует глобальную конкурентоспособность России в цифровой экономике?
Задание 3
Автор перечисляет направления развития конкурентных преимуществ России в цифровой экономике. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, для трёх любых из перечисленных в тексте направлений приведите по одному примеру, иллюстрирующему их реализацию. (Сначала назовите направление, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Задание 4
Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни, объясните влияние цифровой экономики на развитие 1) государства, 2) экономики и 3) общества. (Всего должно быть приведено три объяснения: по одному для каждого из названных объектов влияния.)
Задание 5
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина представляет собой полное исчерпывающее знание об объекте познания.2) Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.
3) Истина – это соответствие полученного знания действительности.
4) Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.
5) Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.
Задание 6
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ |
А) передача традиций предков Б) коммерческий характер В) создание произведений анонимными авторами Г) серийность, тиражируемость Д) стандартизированные духовные ценности | 1) народная культура 2) массовая культура |
Задание 7
Артур работает автомехаником. Найдите в приведённом списке его черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Артур – добрый и отзывчивый человек, у него много друзей.2) У Артура, как и у его родителей, тёмные волосы и серые глаза.
3) Рост Артура – 175 см.
4) Артур помогает сотрудникам Дома ветеранов ухаживать за пожилыми людьми.
5) Артур преуспевает в профессиональной сфере.
6) Артур играет в баскетбольной команде предприятия, на котором работает.
Задание 8
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)
Определите:
– изменение какого экономического показателя изображено на графике;
– направление изменения.
Какие факторы могли вызвать такое изменение? Укажите любые два фактора и объясните, как каждый из них может повлиять на изображённое на графике изменение экономического показателя на потребительском рынке легковых автомобилей.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 9
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Центральный банк обслуживает международные государственные финансовые операции.
4) Центральный банк устанавливает для коммерческих банков нормы обязательных резервов.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.
Задание 10
Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
А) факторный доход – заработная плата Б) факторный доход – рента В) все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ Г) здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др. Д) услуги, которые оказывают люди, способные скоординировать использование факторов производства и принять на себя риск | 1) земля 2) капитал 3) труд 4) предпринимательство (предпринимательские способности) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 11
Фирма «Лисичка» – ателье, специализирующееся на пошиве школьной формы. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Лисичка» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оплата потреблённой электроэнергии2) приобретение тканей, ниток, фурнитуры
3) выплата сдельной заработной платы работникам
4) взносы по страхованию имущества фирмы
5) оклады администрации
6) погашение процентов по ранее взятому кредиту
Задание 12
В диаграмме представлены результаты (в % от числа опрошенных) социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z.
Проанализируйте диаграмму и выполните задания.
Как Вы думаете, на какой вопрос респонденты могли дать подобные ответы?
Сформулируйте любые две задачи подобного исследования.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 13
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев социальной стратификации общества – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.
Задание 14
Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) реализация принципа разделения властей В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система | 1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 15
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам
Задание 16
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство
Задание 17
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) обеспечение исполнения федерального бюджета Б) осуществление мер, направленных на формирование в обществе ответственного отношения к животным В) осуществление помилования Г) утверждение военной доктрины Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации | 1) Президент Российской Федерации 2) Совет Федерации 3)Правительство Российской Федерации |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 18
Выберите верные суждения о гражданском праве в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К источникам гражданского права относят Уголовный кодекс Российской Федерации.2) Субъектами гражданско-правовых отношений могут быть физические лица, юридические лица, публично-правовые образования.
3) Гражданское право регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц.
4) Гражданское право устанавливает способы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан.
5) Гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Задание 19
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов согласно Налоговому кодексу Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) сборы за пользование объектами животного мира Б) налог на доходы физических лиц В) водный налог Г) торговый сбор Д) транспортный налог | 1) федеральные 2) местные 3) региональные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 20
Роза и Роман решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству Российской Федерации могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) права и обязанности супругов в отношении детей2) определение места жительства
3) способы участия в доходах друг друга
4) распределение домашних обязанностей
5) права и обязанности по взаимному содержанию
6) порядок несения каждым супругом семейных расходов
Задание 21
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средств коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 г. по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем, доля учеников, имеющих доступ к видео-урокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики).
Задание 22
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе Российской Федерации;− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Задание 23
Используя обществоведческие знания,
1) составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.);
2) объясните содержание любого детализированного пункта Вашего плана, раскрывающего тему по существу, с применением соответствующих обществоведческих понятий, теоретических положений: приведите рассуждения и сделайте выводы;
3) для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет- ресурсов социологических служб;
– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Комментариев 1