5.11 Особенности административной юрисдикции

Административное право

Административное право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере управления и охраны общественного порядка.

Административное право относится к публичному праву и регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций).
Административное право включает правовые нормы, регулирующие организацию исполнительной власти, государственную службу, охрану общественного порядка, налоговые отношения и др. Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией.

Принципы административного права: 
  • принцип равенства перед законом;
  • принцип презумпции невиновности закреплен;
  • принцип приоритетности интересов личности в жизни общества;
  • принцип разделения властей;
  • принцип законности;
  • принцип гласности;
  • принцип ответственности.
Основные источники административного права:
  • Конституция РФ;
  • Кодекс об административных правонарушениях

Особенности административных правоотношений:

  • непременное участие в них какого-либо органа государственной власти 
  • исключение юридического равенства сторон

Административные правонарушения.

Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за совершение которого предусмотрена административная ответственность.


Виды административных правонарушений против личности:

1) против избирательных прав (вмешательство в работу избирательной комиссии);
2) против вероисповедания (оскорбление религиозных чувств граждан);
3) против здоровья (потребление наркотических средств);
4) против собственности (мелкое хищение);

Виды административных правонарушений против общественной жизни:
1) экологические (незаконная вырубка деревьев);Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.Кодекс РФ об административных правонарушениях (ред. от 18.07.2017)

2) в области промышленности (нарушение требований промышленной безопасности);
3) в области строительства (строительство зданий и сооружений без разрешения);
4) в области энергетики (повреждение электрических сетей);
5) на транспорте (безбилетный проезд);
6) в области дорожного движения (превышение скорости);
7) против общественного порядка (мелкое хулиганство).

Виды административных правонарушений против государства:

1) против государственной собственности (нарушение правил использования объектов культурного наследия);
2) в области предпринимательской деятельности (занятие предпринимательством без государственной регистрации);
3) налоговые (нарушение сроков подачи налоговой декларации);
4) таможенные (незаконное перемещение товаров) и др.

Умышленные и совершенные по неосторожности административные правонарушения.


Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Административное наказание и административная ответственность.

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка, предусматривается Кодексом об административной ответственности, Правилами дорожного движения, Правилами пожарной безопасности, нормами СанПина и т. д.

Административная ответственность наступает с 16 лет.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Признаки административной ответственности:
  • Основанием для её возникновения является административное правонарушение.
  • Субъекты привлечения к административной ответственности: суды, судьи, органы административной власти: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы внутренних дел; налоговые органы; таможенные органы; военные комиссары; органы рыбоохраны; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и др.
  • К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) и коллективные субъекты (организации, предприятия, учреждения, трудовые коллективы)
  • Применение к субъектам административных правонарушений взысканий менее суровых, чем уголовное наказание
  • Урегулировано нормами административного права

Виды административного наказания:
  • предупреждение — официальное порицание физического или юридического лица в письменной форме;
  • административный штраф — денежное взыскание;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета, назначается судьёй;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей, назначается судьёй;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу — устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет, назначается судьёй;
  • административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества; устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьёй;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства — принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина и лица без гражданства из РФ. Назначается судьёй, а при въезде в РФ — должностными лицами;
  • дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Назначается судьёй.
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Меры обеспечения административной юрисдикцииОсобенности исполнения
Доставление и административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободыОно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 часов. По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учёбы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего (т. е. до 18 лет) уведомление его родителей либо законных представителей обязательно
Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов, медицинское освидетельствованиеЭти меры производятся при участии понятых. Причём личный досмотр осуществляется лицами того же пола
Арест товаров, транспортных средствО применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями (по ст. 301, 305 Уголовного кодекса (УК) РФ)


Производство по делу об административном правонарушении.

Участники производства по делу об административном правонарушении:
  1. Орган, рассматривающий дело
  2. Нарушитель, имеющий право знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства
  3. Потерпевший, которому действиями нарушителя причинен вред
  4. Привлекаемые свидетели, эксперты, понятые, переводчики.

Стадии производства по делу об административном правонарушении:
  • Административное расследование
  • Возбуждение дела; установление его фактических обстоятельств; процессуальное оформление результатов расследования; направление материалов для рассмотрения по подведомственности
  • Рассмотрение дела (сбор и анализ информации)
  • Подготовка дела к рассмотрению и слушанию: должностное лицо обязано проверить законность и достаточность материалов.Прежде всего проверяется законность протокола, и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то возвращается составителю. Назначается время и место рассмотрения дела, запрашиваются дополнительные материалы, вызываются свидетели и т. д.
  • Анализ собранных материалов, обстоятельств дела. Рассмотрение происходит, как правило, в том районе, где совершено правонарушение, а иногда, по просьбе нарушителя, по месту его жительства. На заседании объявляется, какое дело рассматривается, кто и на основании какого закона привлекается, проверяется явка, разъясняются права участникам, оглашается административный протокол, заслушиваются предполагаемый нарушитель, потерпевший, свидетели, исследуются доказательства и пр. Обязательно ведётся протокол заседания.
  • Принятие постановления, которое может быть двух видов:
1) о назначении административного наказания
2) о прекращении производства по делу.
  • Доведение постановления до сведения
Пересмотр постановления
Обжалование, опротестование решения: может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд. Решение (постановление) по жалобе также можно обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий суд; проверка законности постановления; вынесение решения; его реализация

Исполнение постановления (материалам дела даётся ход)
Обращение постановления к исполнению; фактическое исполнение; окончание исполнения (дела)
При ускоренных производствах все стадии «сливаются» в один процесс.

Обстоятельства, смягчающие/отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонаруше- ние, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административ- ном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим госу- дарственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или жен- щиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномочен- ных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0