Понятия "образование", "образованность" и "самообразование". Функции образования, его роль
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Понятия "образование", "образованность" и "самообразование". Функции образования, его роль" из раздела кодификатора (1.12 Образование, его значение для личности и общества)Содержание:
↑ Понятие "образование". Образованность.
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Образование - это целенаправленный организованный процесс передачи систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации.
Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
Образованность личности - это показатель уровня усвоения индивидом знаний и опыта, а также возможность и способность использовать их в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Компоненты образования:
- Совокупность образовательных стандартов и программ
- Органы управления образованием
- Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
Принципы, определяющие функционирование системы:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.
Сеть образовательных учреждений:
- дошкольные образовательные учреждения;
- общеобразовательные школы (гимназии);
- профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
- учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т.д.);
- духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.);
- университеты, колледжи, технические школы;
- учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
- учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т.д.)
↑ Функции образования
Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:
- ликвидация неграмотности;
- передача знаний и опыта предшествующих поколений;
- приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
- социализация личности;
- обеспечение профессионального становления молодежи;
- способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образование, предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик находятся на большом расстоянии друг от друга, и может быть, в разных странах. Это сделало возможным получение качественного образования в любой точке планеты.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.
Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.
↑ Самообразование
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.
Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.
Самообразование дает человеку очень много преимуществ.
В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.
↑ Тенденции в развитии образования
Основные тенденции в развитии образования:- демократизация
- рост продолжительности
- непрерывность
- гуманизация
- гуманитаризация
- интернационализация
- компьютеризация
Комментариев 0