Досрочный тест ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 2

Решать досрочный вариант ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 2

Часть 1.
Задание 1.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
  1. битва на реке Воже
  2. объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
  3. начало Реформации в Германии


Задание 2.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯГОДЫ
А) отставка Н.С. Хрущёва
Б) пресечение династии Рюриковичей
В) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев
Г) учреждение Правительствующего сената
1) 1185г.
2) 1223г.
3) 1598г.
4) 1711г.
5) 1953г.
6) 1964 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 3.
Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двухотносятся к событиям (явлениям) 1920-х гг.

1) золотой червонец; 2) политика коллективной безопасности; 3) Коминтерн; 4) ликбез; 5) «полоса признания СССР»; 6) семилетка.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.


Задание 4.
Напишите пропущенное слово.

Системы оборонительных сооружений на южной и юго-восточной окраинах Российского государства в XVI-XVII вв., созданные для отражения ногайских и крымских набегов, назывались ___________черты.



Задание 5. 
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А)выход Советской России из международной изоляции
Б) борьба русских земель с монгольскими завоевателями
В) военные реформы XVII в.
Г) русско-японская война

1) заключение Портсмутского мира
2) двухнедельная оборона Торжка
3) создание полков «нового строя»
4) издание Уложения о службе
5) оборона Доростола
6) подписание Рапалльского договора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 6.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.


ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Вокруг меня все как будто торжествуют и успокоены. – Не менее их радуюсь тому, что Плевна пала. Но что же далее? Разве это конец? Разве не мы сами помогли создать Плевну, прежде чем её взять? Государь возвращается. Только и речи о восторженной встрече. Разве это в своём роде не признак года, более или менее похвального, но всё-таки года? Разве отсутствовавший шесть месяцев самодержец возвращается триумфатором? Нужны дальнейшие усилия, нужно сознание всех трудностей незавершённого дела; торжеству будет досуг впоследствии. – Между тем не видно, что сделано после падения Плевны с бывшею перед нею армиею. Время уходит. Прошло шесть дней. – Немцы на другой день после Седана уже поворотили на Париж».

Б) «Войска Вашего Императорского Величества защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нём за адским огнём, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведённых неприятелем на Западную и Корабельную стороны, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины. Едва блеснул ослепительный огонь взрыва, кровавым отблеском мгновенно озарив страшную картину нашего отступления… на дворе Павловского форта и на всей его ближайшей окрестности, – как потекла другая огненная река привода, и совершился взрыв первого бастиона. Явление, подобное настоящему, я видел только в знаменитом творении Брюллова».


ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Участником событий, о которых идёт речь в отрывке, был М.Д. Скобелев.
2) В отрывке описываются события первой половины XIX в.
3) Через пять лет после завершения войны, о которой идёт речь в отрывке, в России было отменено крепостное право.
4) Война, события которой описываются в отрывке, началась в годы правления Николая I.
5) В отрывке идёт речь об императоре Александре I.
6) Автор обеспокоен бездействием российской армии.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



Задание 7.
Какие из перечисленных событий относятся к периоду правления Владимира Святославича в Киеве? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) взятие русским войском города Корсунь
2) введение уроков и погостов
3) разгром Хазарского каганата
4) начало составления свода законов Русская Правда
5) военные столкновения с Волжской Булгарией
6) крещение Руси


Задание 8. 
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Знаменитый Дом Павлова находится в городе, в годы Великой Отечественной войны называвшемся _______________.
Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в ____________ году.
В) Город Кёнигсберг был взят в результате _____________ операции Красной армии.

Пропущенные элементы:
1) 1943
2) Сталинград
3) Брест-Литовск
4) Висло-Одерская
5) 1944
6) Восточно-Прусская

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 9.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) подавление восстания в Твери московско-ордынским войском
Б) оборона Смоленска от польско-литовских войск в период Смуты
В) отмена подушной подати
Г) прекращение деятельности КПСС

1) Юрий Долгорукий
2) М.Б. Шеин
3) Б.Н. Ельцин
4) Иван Калита
5) Л.П. Берия
6) Н.Х. Бунге

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 10.
Прочтите отрывок из листовки и укажите название собрания, дважды пропущенное в тексте.

«5 января было созвано ____________ собрание, и для того, чтобы яснее обнаружился перед всей страной истинный его характер, ему ребром был поставлен вопрос: признаёт ли оно власть Советов. Гордо и самоуверенно отказалось _____________ собрание ответить на этот вопрос, отклонив обсуждение предложенной ему Декларации, и тем встало открыто против Советов, этого самого драгоценного приобретения… революции».


Задание 11.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

ВекСобытие истории РоссииСобытие истории зарубежных стран
XV в.______________(А)Правление Людовика XI во Франции

__________(Б)Синопское морское сражение_______________(В)
XVII в.______________(Г)«Славная революция» в Англии
___________(Д)Разгром печенегов под Киевом_______________(Е)

Пропущенные элементы:
1) сражение у мыса Калиакрия
2) XI в.
3) Первый крестовый поход
4) XIX в.
5) введение правила Юрьева дня
6) революция Мэйдзи в Японии
7) XIII в.
8) начало Столетней войны
9) начало правления Семибоярщины

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 12.
Прочтите отрывок из Закона.
«Внести в Конституцию СССР следующие изменения и дополнения…
2. Главу 13 изложить в следующей редакции:
"Глава 13 Избирательная система
Статья 95. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В целях обеспечения представительства общественных организаций по нормам, установленным законами Союза ССР, союзных и автономных республик, одна треть народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных республик избирается от общественных организаций – Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, кооперативных организаций, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, объединений женщин, ветеранов войны и труда, научных работников, творческих союзов и других организаций, созданных в установленном Законом порядке и имеющих общесоюзные или республиканские органы. Выборы народных депутатов от общественных организаций проводятся на их съездах, конференциях либо пленумах их общесоюзных или республиканских органов. <…>
Статья 99. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 100. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты по избирательным округам принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, а выдвижения кандидатов в народные депутаты от общественных организаций – их общесоюзным или республиканским органам, которые учитывают предложения по кандидатам в депутаты, поступившие от местных органов, низовых коллективов и членов этих организаций"».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из депутатов, избранных по данному Закону, был академик А.Д. Сахаров.
2) Конституция СССР, в которую данным Законом вносились изменения, была принята в 1936 г.
3) В период принятия данного Закона руководителем СССР был Л.И. Брежнев.
4) Согласно данному Закону треть народных депутатов должна была избираться от общественных организаций.
5) Органы власти, о выборах в которые идёт речь в данном отрывке, просуществовали в нашей стране более 10 лет.
6) В соответствии с данным Законом голосование на выборах народных депутатов являлось тайным.


Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.


Задание 13.
Назовите российского монарха, в период правления которого произошли события, обозначенные на схеме стрелками.


Задание 14.
Укажите название государства, в состав которого в результате военных действий, обозначенных на схеме стрелками, вошла территория,
обозначенная в легенде схемы цифрой «3».


Задание 15.
Назовите российского монарха, в период правления которого в состав России вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «4».


Задание 16.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «7» на схеме обозначен г. Ништадт.
2) В результате военных действий, которые отражены на схеме, Российское государство утратило территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «2».
3) Цифрой «5» на схеме обозначен город, взятый после длительной осады войсками, направления действий которых обозначены в легенде схемы цифрой «1».
4) На схеме обозначен город, являвшийся центром формирования Второго земского ополчения в период Смуты.
5) В ходе боевых действий, отражённых на схеме, русскими войсками был взят город, обозначенный на схеме цифрой «6».
6) На схеме указано государственное образование, прекратившее своё существование в результате обозначенных на схеме событий.


Задание 17.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ
А) фрески Ферапонтова монастыря
Б) церковь Покрова на Нерли
В) кинофильм «Путёвка в жизнь»
Г) скульптурный портрет Павла I

1) Автор – Ф.И. Шубин.
2) Памятник создан в память о сыне Андрея Боголюбского.
3) Автор – член Товарищества передвижных художественных выставок.
4) Памятник является первым советским звуковым художественным фильмом.
5) Памятник создан в период «перестройки».
6) Автор – Дионисий.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

Задание 18.
Какие суждения о данной медали являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Император, изображённый на данной медали, получил прозвище Тишайший.
2) Вступление на престол императора, изображённого на данной медали, стало поводом к восстанию на Сенатской площади.
3) Участниками событий, юбилею которых посвящена данная медаль, были Д.В. Давыдов и Н.Н. Раевский.
4) В десятилетие, когда была выпущена данная медаль, в России праздновался трёхсотлетний юбилей правящей династии.
5) Данная медаль была выпущена в период работы I Государственной думы.


Задание 19.
Какие из архитектурных сооружений, представленных ниже, были воздвигнуты в память событий, юбилею которых посвящена данная медаль?
В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти архитектурные сооружения.


Часть 2.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 35–37. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок иностранного путешественника 
«<…> – удивительно большой город; он расположен на большой равнине, окружённой большими лесами, и находится в низкой местности среди вод и болот. Посреди упомянутого города течёт большая река по имени Волхов. Город обнесён плохими стенами, сделанными из плетня и земли, тогда как башни каменные. Этот город независим и имеет общинное правление. Здесь есть епископ, который представляет как бы их начальника. И содержат они, равно как и все прочие русские в Руси, которая очень велика, христианскую религию по своему обряду, такому же, как и у греков. Они имеют замок, расположенный на берегу упомянутой реки, и в нём соборная церковь святой Софии, которую они почитают, и там живёт их упомянутый епископ.
Внутри упомянутого города живёт много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землёй в 200 лье (800 километров) длины, богаты и могущественны удивительно. И не имеют русские великой Руси других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община. Они имеют в своём городе рынок…
Они имеют двух начальников: тысяцкого и посадника, которые и управляют сказанным городом. Эти правители возобновляются из года в год. Я был девять дней в этом городе, и упомянутый епископ присылал мне каждый день более 30 человек с хлебом, мясом, рыбой, буковыми орехами, пивом и мёдом, а вышеупомянутые тысяцкий и посадник дали мне обед – самый странный и самый удивительный из всех, виденных мною когда-либо. В ту зиму было так холодно, что занимательно было бы рассказать о стужах, которые там были, потому что мне приходилось ехать в стужу…
Все сеньоры <…> владеют 40 000 конницы и бесчисленною пехотою. Они часто воюют с соседями и особенно с рыцарями Лифляндии и выиграли прежде много больших сражений…»

Задание 20.
Укажите город, о котором идёт речь. Укажите форму правления, существовавшую в данном городе и на подвластных ему территориях
в период, описываемый в отрывке. Укажите год, когда этот город вошёл в состав единого Российского государства.


Задание 21.
Какие должностные лица, управлявшие городом, о котором идёт речь, названы в отрывке? Укажите трёх должностных лиц. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Задание 22.
Назовите князя, под чьим руководством город, о котором идёт речь, вёл успешную борьбу с иноземными захватчиками в 40-х гг. XIII в. Привлекая исторические знания, укажите два сражения с участием этого князя.


Задание 23.
В период правления Александра I были созданы и частично осуществлены проекты общественно-политических преобразований в России. Но в то же время правительство стремилось не допустить ослабления самодержавия. Используя исторические факты, приведите три положения, доказывающих, что деятельность правительства в первой четверти XIX в. была нацелена на укрепление самодержавной власти.


Задание 24.
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Проведение политики демократизации и гласности в СССР во второй половине 1980-х гг. принесло пользу стране».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...


Задание 25.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1462–1505 гг.; 2) март 1881 г. – октябрь 1894 г.; 3) июнь 1945 г. – март 1953 г.

В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на
дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.



Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 1

анна
анна 17 апреля 2020 08:35
Ученица 11 класса, г. Терек, КБР