Досрочный тест ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 1

Решать досрочный вариант ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 1

Часть 1
Задание 1.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) аграрная реформа П.А.Столыпина
2) захват Константинополя крестоносцами
3) взятие острова Корфу русским флотом под командованием Ф.Ф. Ушакова


Задание 2.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) принятие плана ГОЭЛРО
Б) издание Новоторгового устава
В) убийство князя Игоря в ходе восстания древлян
Г) дарование конституции Царству Польскому
1) 945 г.
2) 1097 г.
3) 1667 г.
4) 1815 г.
5) 1920 г.
6) 1961 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 3.
Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 1945–1953 гг.

1) «холодная война»; 2) гласность; 3) космополиты; 4) демилитаризация; 5) Коминформ; 6) «антипартийная группа».

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.


Задание 4.
Напишите пропущенное слово.

Особая организация профессиональных воинов, существовавшая в Древнерусском государстве при князе, имевшая деление на «старшую» и «младшую», называлась ____________________.



Задание 5.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) Смоленская война
Б) политика «разрядки»
В) Заграничные походы русской армии
Г) распад Древнерусского государства на самостоятельные княжества и земли
1) разорение Киева войском Андрея Боголюбского
2) созыв Берлинского конгресса
3) подписание Поляновского мирного договора
4) подписание советско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны
5) заключение Ништадтского мира
6) «Битва народов» под Лейпцигом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 6.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «<…> взошла на престол насильственным и беззаконным образом. И странно, как это удалось! Два гвардейских офицера, братья Орловы, почти без всякого участия вельмож, генералов, Сената, Синода и прочих коллегий, Императрицу, гонимую мужем своим, привозят, на удачу, к командиру одного гвардейского полка, в тёмной надежде на его к ней расположение, собирают три полка гвардии, убеждают присягнуть ей, низвергают царствовавшего Императора и таким образом делают переворот, которому безмолвно покоряется всё пространнейшее в мире государство без малейшего кровопролития. Нет ни одной жертвы, кроме самого венценосца».

Б) «Всё могло бы кончиться одними насмешками, если бы не было ссылок, заточений в крепости и казематы, наказаний кнутом и прочих истязаний. Как можно унять целую нацию, которая видит, что ею управляют с жестокосердием и безрассудством? Восстановляя против себя дворянство и войско, император находился ещё в заблуждении, будто бы привязывает к себе чернь тем, что он дал свободу расколам и запретил помещикам держать крестьян на барщине более трёх дней в неделю, но вместе с тем он отдавал свободных крестьян в крепостное владение своим приверженцам и гатчинским выслуженцам и при случавшихся от того возмущениях повелевал наказывать нередко кнутом».


ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Императрица, о которой идёт речь в тексте, – Елизавета Петровна.
2) В отрывке речь идёт об императоре Павле I.
3) Император, о котором идёт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской.
4) Современником описываемых событий был А.Д. Меншиков.
5) В период правления императора, о котором идёт речь в отрывке, был установлен новый порядок наследования престола.
6) Описываемые в тексте события произошли в 1760-х гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 7.
Какие из перечисленных ниже событий произошли в годы правления Михаила Фёдоровича? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Гангутское сражение
2) заключение Деулинского перемирия
3) полная отмена местничества
4) отказ короля Владислава IV от претензий на российский престол
5) возвращение из польского плена Филарета (Романова)
6) создание стрелецкого войска


Задание 8.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В ходе операции советских войск «Багратион» был освобождён город _____________.
Б) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» – _____________.
В) В ходе Московской битвы произошёл бой у ______________.

Пропущенные элементы:
1) станция Прохоровка
2) О.В. Кошевой
3) разъезд Дубосеково
4) Киев
5) Минск
6) М.В. Кантария

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 9.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ 
УЧАСТНИКИ
А) советско-германские переговоры в Брест-Литовске
Б) сражение на реке Шелони
В) подписание Берлинского трактата
Г) заключение «Андрусовского перемирия» между Россией и Речью Посполитой
1) А.Л. Ордин-Нащокин
2) Д.Д. Холмский
3) А.М. Горчаков
4) Д.М. Боброк-Волынский
5) Г.В. Чичерин
6) С.Ю. Витте

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 10.
Прочтите отрывок из документа и напишите название собрания, о котором идёт речь.

«Вероятно, сами большевики в октябре ещё не представляли, что уже в начале января, два месяца спустя после переворота, удастся так легко разделаться с [этим] собранием. Как известно, одно из обвинений, предъявленных ими Временному правительству, заключалось в том, что Временное правительство затягивало выборы. А когда для них <…> собрание оказалось неподходящим, они без колебаний его разогнали».


Задание 11. 

Век
Событие истории России
Событие истории зарубежных стран
XV в._____________(А)Падение Византийской империи
_________(Б)Бородинское сражение_______________(В)
XVII в.____________(Г)Заключение Вестфальского мира
_________(Д)
Начало составления Русской Правды
_______________(Е)

Пропущенные элементы:
1) восстание под предводительством С.Т. Разина
2) XIII в.
3) XI в.
4) XIX в.
5) Полтавская битва
6) начало правления Василия II Тёмного
7) первый созыв Генеральных штатов во Франции
8) провозглашение «доктрины Монро» в США
9) начало Крестовых походов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Задание 12.
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК и СНК.

«Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются. <…>

Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч., титулы – княжеские, графские и проч.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики. <…>

Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям. <…>

Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений. <…>

Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений. <…>

Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются. <…>

Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».


Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В соответствии с данным декретом Россия впервые провозглашалась республикой.
2) Данным декретом отменялась Табель о рангах.
3) Согласно положению данного декрета он должен был приводиться в исполнение земскими управами.
4) В период, когда был издан данный декрет, Председателем СНК был И.В. Сталин.
5) В период Гражданской войны на территориях, подконтрольных Белым армиям, данный декрет не действовал.
6) В период, когда был издан данный декрет, Россия участвовала в Первой мировой войне.


Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.


Задание 13.
Укажите век, когда к Российской империи впервые была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «4». Ответ запишите словом.


Задание 14.
Заполните пропуск в предложении: «Вхождение в состав Российского государства города, обозначенного на схеме цифрой "6", было окончательно закреплено условиями "______________ мира" с Речью Посполитой».


Задание 15.
Назовите имя короля Речи Посполитой, под командованием которого в период Смуты в России после долгой осады был взят город, обозначенный на схеме цифрой «2».


Задание 16.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «1» на схеме обозначен город, бывший одним из основных противников Москвы в борьбе за великое княжение владимирское
в первой половине XIV в.
2) Цифрой «5» на схеме обозначен город, где в период Смуты было сформировано народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов.
3) Цифрой «3» на схеме обозначен город, в котором до присоединения к Московскому государству существовала республиканская форма правления.
4) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «8» и «9», вошли в состав Московского государства в течение одного столетия.
5) Цифрой «7» в легенде схемы обозначены территории, присоединённые к Московскому государству в период правления князя, под командованием которого русские войска одержали победу в Куликовской битве.
6) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «9», были присоединены к Московскому государству монархом, созвавшим первый Земский собор.


Задание 17.
Установите соответствие между деятелями науки и культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Н.И. Пирогов
Б) Афанасий Никитин
В) С.В. Михалков
Г) Симеон Полоцкий
1) основоположник российской военно-полевой хирургии
2) механик-изобретатель, автор проекта одноарочного моста через Неву
3) один из первых европейцев, достигших Индии, описавший своё путешествие в знаменитых путевых заметках
4) наставник детей царя Алексея Михайловича, положивший начало основам отечественного стихосложения
5) один из авторов современного гимна РФ
6) основоположник жанра критического реализма в русской литературе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

Задание 18.
Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная марка была выпущена в период «оттепели».
2) Художник, картина которого изображена на марке, является автором нескольких полотен, написанных на сказочные и былинные сюжеты.
3) Современниками художника, картина которого изображена на данной марке, были И.П. Павлов и И.И. Мечников.
4) Живописец, картина которого изображена на данной марке, был членом Союза художников СССР.
5) Членами творческого объединения, к которому принадлежал художник, создавший изображённую на марке картину, были К.С. Малевич
и М.З. Шагал.


Задание 19.
Какие из представленных ниже памятников архитектуры были сооружены в том же веке, когда родился автор изображённой на данной марке картины? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.



Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа
«Где те, которые некогда говорили, что Борис неповинен в убийстве царского дитяти и что он не завидовал ему как наследнику царства? И ужели его повеление о законопреступном убийстве не обнаруживается из того, что его злоба не потерпела тех многих граждан, которые во время убиения подняли свои руки на убийц и не пощадили их? Ибо одних за такую их дерзость, что они убили убийц царевича после его заклания, он пытал и предал различным мукам; других после мучений отправил в заточение в западные земли, где солнце, заходя, садится, а иных уморил всякими бедствиями и оковами, когда они тяжёлым путём шли туда. И если бы они не против его воли поступили так с убийцами, то и он вместе с ними так же бы поступил с убийцами государя. Род и племя убийц царевича, которые исполнили волю Бориса, он не только не предал казни или чем-либо немного наказал, но, найдя всех их, руки их наполнил наградами, имениями и многими дарами. Он тем, и не желая, показал миру своё действительное сожаление об убийцах, когда ради этих самых убийц, родных их, достойных казни, сделал богатыми. О, какая тьма мрака ослепила его разум, запятнанный убийством, которое он считал скрытым!
"Господоненавистная" жестокость повелителя убийства Бориса к убитому им младенцу и после его смерти была такова, что он не совершил
достойного и тщательного расследования об убийстве, которое было бы проведено строго, с пытками… В отношении же царства и всякого
господства он был так завистлив ко всем окружающим сверстникам своим, особенно же к тем, которые были благороднее его, что ни одному из них, кроме себя, не дозволил касаться этого ни делом, ни словом, ни мыслью и ради этого в первые годы своего управления удалял от царя знатнейших себя по происхождению и рассылал их в концы земли».


Задание 20.
Назовите царевича, об убийстве которого идёт речь в отрывке. Укажите десятилетие, когда был убит царевич. Назовите царя, находившегося в это время на российском престоле.


Задание 21.
Укажите три довода, приведённых автором в подтверждение вины Бориса в смерти царевича.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Задание 22.
Укажите любые три мероприятия, непосредственно связанных с деятельностью упоминаемого в тексте Бориса (до его вступления на
престол).


Задание 23.
В годы «перестройки» в СССР в качестве важнейшего рычага демократизации и повышения социальной активности населения рассматривалась политика гласности. Укажите любые три формы проявления политики гласности в данный период.


Задание 24.
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Внутренняя политика Николая I не способствовала социально-экономическому развитию России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2)...


Задание 25.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547–1560 гг.; 2) сентябрь 1689 г. – январь 1725 г.; 3) октябрь 1928 г. – май 1941 г.

В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на
дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0