Краткая история России для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории

История Древней Руси (кратко): от Руси - к Российскому государству

В ходе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI–VIII вв., являвшего собой завершающий этап т.н. Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Евразийский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX–X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных и балтских народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под властью одной княжеской династии (Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или «Русская земля». В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени. Формирование государства и принятие христианства являлись составными частями процессов политогенеза и христианизации, охвативших на рубеже I-II тыс. значительную часть современной территории Европейской России.

Период с конца X до начала XII столетия – время существования единого государства Русь. Оно было одним из самых крупных в Европе и играло видную роль в международных отношениях. Центральное место в общественных отношениях занимали князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Верховная власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого распределялись княжеские столы (престолы) в составных частях, территориально- административных единицах государства – волостях. В ряде крупных городских центров значительное влияние на решение важных политических вопросов начинало оказывать городское собрание – вече.

Социально-экономический и общественно-политический строй Руси имел целый ряд специфических черт, но во многом был схож со строем соседних европейских государств: Польши, Чехии, Венгрии. Прежде всего, это касается господствующей роли князя и служившей ему знати, системы централизованной эксплуатации зависимого населения, относительно позднего развития крупной частной земельной собственности.

В XII в. государство Русь распалось на ряд фактически самостоятельных государственных образований – земель, в большинстве из них правили представители разросшегося рода Рюриковичей. Наступил период политической раздробленности. Несмотря на фактическую суверенность земель, продолжало существовать представление о единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с митрополитом всея Руси. В каждой земле формировались собственные культурные центры, возникали оригинальные памятники литературы и искусства. Особая форма политического строя сложилась в крупнейшей земле – Новгородской. Там высшим органом власти постепенно становилось вече, которое могло приглашать князей и лишать их новгородского стола, а также избирать важнейших должностных лиц.

Период с середины XIII по XV столетие – время кардинальных перемен в судьбе Руси. Удар, нанесённый по русским землям монгольскими завоевателями в середине XIII в., серьёзно изменил их развитие, в первую очередь политическое. Русские земли оказались политически и экономически ослаблены и попали в зависимость от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV в. вошли в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства.

В Северо-Восточной Руси после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Постепенно его центром стало возникшее во второй половине XIII в. Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия после длительной борьбы со своими соперниками, прежде всего князьями тверскими, закрепили за собой великое княжение Владимирское, главное в Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея Руси». И роль в этой борьбе русских митрополитов , выбравших местом своего пребывания Москву , значительна. В Новгороде и Пскове сложился республиканский строй, имевший некоторые черты сходства с западноевропейскими городскими коммунами.

В XV столетии политическая карта Восточной Европы выглядела совсем иначе, чем до монгольского нашествия. Вместо более десятка земель на ней доминировали два крупных государства: Великое княжество Литовское (включившее в себя значительную часть русских, восточнославянских территорий) и Великое княжество Московское. Они вели между собой борьбу за первенство в условиях постепенного ослабления и последующего распада Орды. Единое Русское (Российское) государство, складывавшееся на основе Великого княжества Московского, к концу XV в. освободилось от ордынской зависимости, стало крупнейшим в Европе и включилось в европейскую систему международных отношений.

Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

XVI–XVII столетия занимают особое место в истории России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири, его границы достигли берегов Тихого океана, таким образом, в основных чертах сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны. В это время завершилось преодоление последствий политической раздробленности и зависимости от Орды, происходило укрепление государственности, приобретающей черты самодержавия и абсолютной монархии, складывалась и развивалась система центрального и местного управления. Российское государство формировалось как многонациональная держава, где приобретали опыт мирного сосуществования различные в цивилизационном и конфессиональном плане народы.

Наряду с оформлением крепостного права, появились новые тенденции в экономике, росла внутренняя и внешняя торговля. Развивалась самобытная русская культура. Укреплялись политические, экономические, культурные контакты со странами Европы, создавшие необходимые предпосылки для последующей модернизации страны в петровскую эпоху.

В первой трети XVI в., с присоединением Псковской, Смоленской и Рязанской земель, завершилось формирование единого Российского государства. Россия двигалась в общем русле исторического развития с европейскими странами, в частности, Англией, Францией и Испанией, где на рубеже XV–XVI вв. также завершился процесс формирования единых национальных государств, пришедших на смену периоду раздробленности.

Противоречивость этой эпохи нашла своё отражение в годы правления первого российского царя – Ивана IV, когда царская власть приобрела ярко выраженный деспотический характер. Укреплению монархической власти и централизации страны способствовало создание системы органов центрального управления – приказов, служащие которых всецело зависели от царя. Однако самодержавие сосуществовало с сословными учреждениями – периодически созываемыми с середины XVI столетия Земскими соборами и выборными земскими властями на местах. Схожие процессы, связанные с параллельным развитием абсолютистских тенденций и ростом политического значения органов сословного представительства, протекали в XVI–XVII вв. во Франции, Англии и Испании. Сложность решения внутриполитических задач во многом объяснялась международной обстановкой, с которой приходилось считаться Российскому государству Добившись заметных успехов на восточном направлении (присоединение Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири), Россия на протяжении всего этого периода была вынуждена держать значительную часть своих войск на южных рубежах. Одновременно страна столкнулась с объединённым противодействием своих западных соседей.

Социально-экономический кризис, порождённый затяжной и неудачной Ливонской войной за выход к Балтийскому морю, стал причиной начала закрепощения крестьянства. Ситуация была осложнена пресечением в 1598 г. царской династии Рюриковичей. Политическая линия, проводимая царём Борисом Фёдоровичем Годуновым, смогла лишь на время снять остроту социально-политических противоречий в стране.

Борьба за власть между боярскими семействами на фоне обострения социально-экономической ситуации (голод 1601–1603 гг.), а также вмешательство сопредельных государств, в первую очередь Речи Посполитой, во внутренние дела России способствовали началу первой в истории страны гражданской войны, получившей от современников название «Смутное время» и длившейся на протяжении полутора десятилетий (1604–1618 гг.). 

Череда самозванцев, иноземные войска, занимавшие российские города (вплоть до столицы), мощные социальные выступления против правительства, сепаратистские движения на окраинах государства поставили Россию перед реальной угрозой полной потери национальной независимости. Лишь консолидация общества, получившая наиболее яркое выражение в создании Народных (Земских) ополчений и деятельности «Совета всея земли», возглавленного князем Д. Пожарским и К. Мининым, позволила отстоять независимость государства. Велика была в этой борьбе и роль Русской Православной Церкви во главе с патриархом Гермогеном. 

Страна и народ заплатили высокую цену за потрясения начала века: экономическое разорение, огромные людские потери, утрата земель на западном рубеже и выхода к Балтийскому морю. Переломным моментом Смутного времени стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Фёдоровича Романова (1613–1645 гг.), ставшего основателем новой династии, правившей в России до начала XX столетия.

В годы правления первых монархов из рода Романовых происходило формирование новых политических институтов и укрепление центральной власти. Одновременно первая половина XVII в. стала периодом расцвета Земских соборов, которые царская власть созывала для решения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики. По мере укрепления монархической власти, усиления позиций приказной системы в столице и воеводской власти на местах, земское самоуправление в уездах и Земские соборы в столице утрачивали былое значение.

XVII в. стал временем небывалого до той поры расширения территории страны за счёт присоединения сибирских пространств и включения в состав Российского государства земель Запорожского войска, отвоёванных у Речи Посполитой. Восстановить утраченные в Смутное время позиции на побережье Балтийского моря, захваченного Швецией, Россия в XVII в. так и не смогла, оставаясь отрезанной от удобной коммуникации по морю с европейскими странами, что не позволяло стране развиваться в едином русле с великими морскими державами эпохи – Испанией, Англией, Голландией.

Тенденция к полному закрепощению крестьян, которая зародилась в XVI в., получила продолжение и завершилась принятием в 1649 г. «Соборного Уложения», ставшего основой российского законодательства почти на два столетия. Пути социального развития России вполне совпадали с процессами, имевшими место в других странах Центральной и Восточной Европы (в некоторых Германских землях, Речи Посполитой), где в это время происходило укрепление крепостнических порядков.

XVII в. стал также временем экономического подъёма Российского государства: были преодолены тяжёлые последствия Смутного времени, развивались ремёсла и промыслы, появились первые мануфактуры, росла внутренняя и внешняя торговля. Новые веяния коснулись и культурной жизни страны: к их числу можно отнести появление парсунной живописи, развитие книгопечатания, сатирической литературы и усиление светских мотивов в искусстве.

Вместе с тем восстания середины – второй половины XVII в. дали современникам основания называть свою эпоху «Бунташным веком». Серьёзным потрясением для страны стал раскол в Русской Православной Церкви, вызванный церковной реформой патриарха Никона и несогласием с ней большой части священства и мирян.

К концу XVII в. наметившееся военно-техническое отставание от передовых стран Европы делало необходимой модернизацию экономики и политических структур Российского государства.

История Россия XVIII век (кратко): от царства к империи.

XVIII в. открыл для России эпоху Новой истории, что соответствовало общему направлению развития Европы, большинство стран которой раньше или позже вступили в ту же историческую стадию. Характерной чертой этой эпохи в России стала модернизация страны, включавшая в себя развитие светской культуры и науки, создание промышленности и активизацию товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование сильной современной армии и военного флота для обеспечения национальной безопасности и решения важнейших внешнеполитических задач.

Начало модернизации было положено в эпоху Петра Великого, преобразования которого стали одним из переломных моментов в истории Российского государства. При Петре I завершилось формирование абсолютной монархии, Россия стала империей, превратилась в великую европейскую державу. Страна получила сильную армию и флот, была создана новая административная система. Образованная часть общества перенимала европейские культурные образцы, был дан импульс развитию просвещения, образования, науки и искусства, которые принимали всё более светский характер. Началась трансформация традиционного уклада жизни общества. Были основаны Академия наук и академический университет. Также была осуществлена кардинальная реформа церковного управления: упразднено Патриаршество и учреждён Святейший Правительствующий Синод.

Реформы были продолжены преемниками Петра. Происходило расширение прав дворянства как господствующего сословия, что неизбежно вело к усилению крепостного гнёта. Начинания Петра I продолжились и в сфере внешней политики: Россия обеспечила безопасность своих границ, расширив территорию государства. Расцвет фаворитизма, обострение борьбы за власть аристократических группировок способствовало нестабильности политической системы, что привело к серии так называемых дворцовых переворотов. На этом фоне период правления дочери Петра Великого, Елизаветы Петровны, отличался определённой стабильностью. Россия окончательно стала одной из ведущих сил системы международных отношений, а российский императорский двор – одним из самых блестящих в Европе. Ведущую роль в окружении императрицы играли выходцы из русской знати и дворянства, несмотря на продолжающее расширение культурных, дипломатических контактов со странами Западной Европы. Годы правления Елизаветы Петровны были отмечены основанием Московского университета и Академии художеств, известность получил русский учёный и просветитель М.В. Ломоносов.

В период властвования Екатерины II были осуществлены глубокие преобразования в сфере управления, экономики, финансов и культуры, сопоставимые по масштабам и значению с реформами Петра Великого. Деятельность Екатерины II была направлена на развитие, закрепление и корректировку того курса, которым шла страна с начала века. Большое значение для Екатерины II имели идеи Просвещения, популярные среди большинства европейских монархов.

Правление Екатерины II сопровождалось расширением прав дворянства, сохранением и развитием крепостнической системы. Восстание Емельяна Пугачёва заставило скорректировать прежнюю политику как по направлению к централизации государства, так и в сторону предоставления свобод торговому и городскому сословию.

Во второй половине XVIII в. Российская империя превратилась в ещё более могущественным и влиятельным участником европейской и мировой политики . Серия военных побед и крупных внешнеполитических успехов привела к существенному расширению российских владений. Россия решила исторические задачи: собрала почти всё территориальное наследие государства Русь и получила выход к Чёрному морю.

Мощный импульс получило развитие отечественной культуры. Приумножилось число выдающихся мастеров, прославивших себя в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, театре. Среди них было немало выходцев из стран Европы, внёсших неоценимый вклад в развитие российской культуры. Развивались общественная мысль и публицистика, откликавшиеся на важные социальные проблемы, среди прочих тем впервые был затронут крестьянский вопрос.

Недолгое правление императора Павла сопровождалось укреплением абсолютизма, стремлением ограничить привилегии дворянства, а также активным участием России в общеевропейских событиях, связанных с революционными войнами Франции.

История России в XIX – начале XX вв. (кратко)

XIX в. стал временем социальной, правовой, интеллектуальной, институциональной, экономической перестройки в рамках всего европейского континента. Это период становления и утверждения индустриального общества, оформления правового государства и гражданского общества, складывания наций и национальных государств, расцвета и начала заката европейских империй. В XIX в. начали формироваться основные институты современного общества: демократия, гражданское общество, социальная защищённость и социальное равенство, массовая культура. Россия не составляла исключения в этом движении. Однако специфика её эволюции заключалась в том, что на эти процессы тормозились консерватизмом политического режима самодержавия и отдельных социальных институтов. При этом Российская империя выступала полноправным участником международной политики, а после победы в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походов Россия стала великой мировой державой. Важнейшим рубежом в истории России в XIX в. стали Великие реформы, прежде всего Крестьянская реформа 1861 г. В первой половине века и для власти, и для общества уже была очевидна архаичность института крепостного права. 

Хотя государство и пыталось найти пути решения крестьянского вопроса путём паллиативных мер, оно продолжало проводить социальную и экономическую модернизацию в рамках крепостнического строя. В период правления Александра I были предприняты попытки реформирования политической системы, немало делалось для гуманизации законодательства, были реформированы механизмы управления империей, возникла российская система университетского образования. Однако либеральные начинания сочетались с неудачным социальным экспериментом по созданию военных поселений и неоднозначной политикой в университетском образовании в конце царствования.

В годы правления Николая I государство пыталось проводить экономическую модернизацию авторитарными методами, что вело к усилению централизации административной системы, росту бюрократизма, ужесточению государственного контроля над всеми сторонами общественной жизни. В итоге мобилизация государственных ресурсов позволила самодержавию добиться очевидных успехов на отдельных направлениях: кодификация законов, профессионализация бюрократии и офицерского корпуса, развитие университетского и профессионального образования, реформирование государственной деревни, сооружение железнодорожной магистрали Cанкт-Петербург–Москва. Тем не менее, многократные попытки Николая I приступить к отмене крепостного права успеха не имели. При этом система государственной опеки сдерживала общественную и частную инициативу, а сохранение архаичной сословной системы тормозило социально-экономическое и военно-техническое развитие страны, вело к её отставанию от прямых конкурентов и стало причиной поражения в Крымской войне. Болезненная неудача во внешней политике привела к осознанию властью необходимости отмены крепостного права и проведения масштабных преобразований: земской, городской, судебной, военной реформ, реформы образования.

Великие реформы 1860–1870 гг. затронули практически все сферы жизни российского общества. Они способствовали складыванию новых социальных страт, новых отраслей экономики, серьёзным переменам в области культуры. Изменился и внешнеполитический курс России: стал отчетливее просматриваться его среднеазиатский и дальневосточный вектор. Великие реформы привели к радикальным изменениям в экономическом строе страны. Активное железнодорожное строительство, свобода предпринимательской инициативы, более широкие возможности миграций населения способствовали ускорению процессов индустриализации и урбанизации. Усиление государственного вмешательства в экономику к концу столетия делали эти процессы ещё более интенсивными. Результатом экономического развития во второй половине XIX в. было быстрое восстановление Россией статуса великой державы после неудачной Крымской войны. Однако консервация сословных порядков в аграрной сфере, поддержка государством малоэффективных помещичьих хозяйств, сохранение общинных устоев в крестьянской среде, чрезмерное обременение крестьянских хозяйств обязательными платежами при малоземелье вели к растущему дисбалансу между замедленным развитием сельского хозяйства и ускоренным ростом промышленности и финансовой сферы. Великие реформы оказали серьёзное воздействие на социальные практики русского общества. Развитие земского и городского самоуправления, введение института присяжных заседателей и состязательности судебного процесса, ослабление цензуры и рост объёма доступной информации, радикальное увеличение возможностей для общественных и частных инициатив в экономике, образовании, культуре, благотворительности – всё это вело к быстрому расширению публичной сферы и формированию в России гражданского общества.

Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии, особенно характерный для юридической и финансовой администрации, способствовали зарождению начал современного правового государства. Однако политическая система в целом оставалась незыблемой, и её авторитарный характер неизбежно вступал в противоречие с быстро менявшимся социальным, экономическим и правовым ландшафтом страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ, что во многом стало причиной дисбаланса развития страны. Половинчатость и непоследовательность преобразований, их запоздалый по европейским стандартам характер провоцировали радикальные круги общественности к выбору альтернативных векторов развития России, предполагавших «демонтаж» исторически сложившейся системы отношений революционным путём.

Трагическая гибель Александра II повлекла корректировку политического курса в сторону ограничения либеральных и всесословных начал. Этими мерами власть пыталась сдержать чрезмерный социально-политический динамизм. На фоне общеевропейского роста национализма российское государство обратилось к поиску самобытных путей модернизации. К этому подталкивала и необходимость культурной унификации империи в условиях развития грамотности, всесословной воинской повинности, средств коммуникации. В то же время шло формирование культуры национального предпринимательства, развивалось меценатство. Однако консервация социально-политического и правового строя при растущем динамизме социально-экономического развития привела в конечном итоге к ещё большим противоречиям в развитии страны. Проблема взаимоотношений общества и власти – узловой вопрос в истории России XIX столетия. Это было время поиска форм общественной самоорганизации. За сравнительно короткий период был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим союзам и партиям, которые, претендуя на активное участие в деятельности институтов власти, вступали в неминуемый конфликт с правительством. В сущности, ими ставился вопрос о правовом ограничении власти монарха. В условиях этого противостояния складывался уникальный феномен российской интеллигенции, во многом определявшей социокультурную среду эпохи и по самой своей природе противостоявшей власти.

Выступая инициатором преобразований, правительство не было монополистом в социально-политической сфере, а сама судьба реформ во многом зависела от его повседневного взаимодействия с общественными силами. Примером такого сотрудничества стали столыпинские реформы, которые проводились в условиях конституционного эксперимента 1906–1917 гг. Сама же деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета – уникальный (хотя далеко не во всём успешный) для России исторический опыт каждодневного сотрудничества народных представителей и правительственной администрации.

Основные исторические процессы в России в этот период разворачивались на фоне общественно-политической борьбы, активности массовых и национальных движений, обострявшихся в период общенациональных, а порой и международных кризисов, отчасти обусловивших революционные потрясения 1917 г.

XIX в. стал временем высочайших, признанных во всём мире, достижений русской культуры и науки. Однако под термином «культура» в данном случае следует понимать не только науку, литературу и искусство, но и сферу повседневности, а также массовую культуру, появление которой являлось в России, как и в других странах, одним из важнейших аспектов модернизационного процесса. Особенностью истории России XIX – начала ХХ в. стало внимание к человеку, его повседневным практикам, культуре труда и потребления, правовой и политической культуре. Сказывались новые тенденции в культуре различных социальных страт, жителей города и деревни, центра и различных регионов страны.

В национальной и конфессиональной политике государства имели место как противостояние, так и сотрудничество национальных элит. Регионы Российской империи развивались асинхронно, существовали в различных экономических и правовых измерениях, что ставило задачу чрезвычайной трудности перед имперской администрацией. Национальная политика самодержавия менялась на протяжении XIX в. под воздействием социальных, экономических и культурных факторов. Если в первой половине века государство традиционно проводило политику, учитывающую своеобразие отдельных регионов и этносов, политику сотрудничества с национальными элитами и их инкорпорации в общероссийскую элиту, то во второй половине XIX – начале ХХ в. возобладали тенденции к языковой и культурной унификации империи.

Сложные социальные, политические и национальные проблемы российской жизни решались в условиях обострявшейся внешнеполитической ситуации. Россия, будучи великой мировой державой, вовлекалась в международные конфликты и вынуждена была искать своё место в рамках нарождавшейся блоковой системы, из-за которой мировая война становилась неизбежной.

Россия в первой мировой войне. Революция в России. Гражданская война в России (1914–1922 гг.) 

Период 1914–1922 гг. занимает особое место в российской и мировой истории. Он связан с чередой войн и революций, до основания потрясших основы прежнего мироустройства. Первая мировая война по праву считается рубежом эпох: с её окончанием начинается отсчёт Новейшего периода истории. Великая российская революция и стартовавший в 1917 г. «советский эксперимент» по силе воздействия на общемировые процессы признаны одними из важнейших событий ХХ столетия.

В результате Первой мировой войны и революций коренным образом изменилась геополитическая карта Европы. Почти одновременно распались четыре империи – Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Цивилизация оказалась в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением. Одним из последствий Первой мировой войны, проявившихся в том числе в Советской России 1920–1930-х гг., стала милитаризация экономики, усиление её государственного регулирования, приход к власти диктаторских режимов.

Повсеместно, а не только в России, наблюдалась резкая радикализация общественных настроений на фоне обнищания населения и кризиса старых властных институтов, которым был предъявлен счёт за неспособность уберечь мир от военной катастрофы. Популярными становились идеи переустройства мира на коммунистических началах. В этой ситуации надежды большевиков на то, что революция в России разожжет пожар мировой революции, казались не лишенными оснований.

Россия оказалось в эпицентре великих потрясений 1914–1922 гг. Здесь наблюдалось особенно сложное переплетение военных и революционных процессов. В конце 1917 г. сразу три ключевых фактора обусловили масштаб, глубину и ожесточённость событий: первые революционные преобразования осуществлялись в условиях, когда Россия продолжала вести сражения с внешним врагом, а внутри неё уже разгоралась Гражданская война. Ставшая национальной трагедией Гражданская война явилась следствием глубокого раскола российского общества.

Катастрофическими для России оказались людские потери. Страну захлестнула детская беспризорность. Около 2 млн россиян, в основном из числа образованного сословия, покинули Россию и оказались в эмиграции. Итогом войн и революций стало разорение страны, её распад по региональным и национальным «квартирам» и системный кризис власти. На повестке дня стоял вопрос о существовании российского государства.

СССР в 20-30 годы XX века (1920–1930)

Последствия периода войн и революции оказались крайне тяжёлыми. Промышленность и транспорт лежали в руинах. Сократилась площадь посевов. Политика «военного коммунизма» завела страну в тупик. В начале 1920-х гг. по Советской России прокатилась волна антибольшевистских выступлений. В результате последовавшего за неурожаями голода и эпидемий 1921–1922 гг. Советская Россия понесла тяжёлые человеческие потери. Однако страна нашла в себе силы не только для восстановления хозяйства в условиях объявленной большевиками весной 1921 г. новой экономической политики (нэп), но и для стремительного экономического рывка в годы первых пятилеток.

Важным событием в истории страны стало образование в 1922 г. СССР. В 1920-е гг. в Советском Союзе проводилась политика по развитию национальных культур, решению межнациональных проблем на основе идей пролетарского интернационализма.

Ряд социальных реформ были осуществлены в это время в СССР впервые в мире. Очевидны успехи СССР в области ликвидации массовой детской беспризорности и неграмотности, равноправия женщин, внедрения основ социальной гигиены, создания системы охраны материнства и детства. В 1930-е гг. было введено всеобщее бесплатное начальное образование, а в городах – семилетнее обучение. После отказа руководства страны от нэпа в конце 1920-х гг. начался период «социалистического наступления». Вторая половина 1920-х и 1930-е гг. вошли в отечественную историю как время форсированной индустриализации, осуществлённой чрезвычайными методами, во многом за счёт разорения деревни. Цена индустриализации оказалась крайне высокой. По сравнению с периодом нэпа в начале 1930-х гг. упал уровень жизни населения. Приоритет тяжёлой промышленности привёл к диспропорциям в народном хозяйстве. Трагедией для страны стала насильственная сплошная коллективизация, сопровождавшаяся жестокими репрессиями в отношении зажиточного крестьянства. Трудности с продовольствием вынудили власть ввести в городах карточную систему снабжения в 1930–1935 гг. Сплошная коллективизация и подкосившие деревню чрезмерные хлебозаготовки привели в 1932–1933 гг. к голоду и эпидемиям.

Советская модернизация затронула все стороны жизни, начиная с промышленности и сельского хозяйства и заканчивая образованием, наукой, социальной сферой, повседневной жизнью и бытом людей. Резко ускорились миграционные процессы. Наблюдался заметный рост городского населения и влияния городской культуры в целом. Ломался традиционный уклад деревенской жизни. К середине 1930-х гг. на месте индивидуальных крестьянских хозяйств сложился «колхозный строй».

В результате индустриального рывка в годы первых пятилеток была осуществлена реконструкция старых и строительство новых предприятий. Возникли целые отрасли отечественной промышленности: автомобильная, тракторная, химическая, станкостроение, моторостроение, самолётостроение и др. Опережающими темпами развивалась военная промышленность, а также связанная с военными разработками наука. Тем самым были заложены основы для Победы 1945 г., а также для послевоенных достижений в области космических, ядерных технологий и др.

Развитие СССР в конце 1920-х и в 1930-е гг. носило противоречивый характер. С одной стороны, имели место такие явления, как ускоренная модернизация промышленности, культурная революция в городе и деревне, развитие образования и науки, небывалые прежде возможности профессионального и карьерного роста для широких слоёв населения (социальные лифты), энтузиазм периода первых пятилеток и поощрение государством общественной активности граждан. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, формально отменившая диктатуру пролетариата и провозгласившая равенство граждан перед законом. С другой стороны, наблюдалось свёртывание советской демократии и усиление идеологической цензуры, шли поиски «врагов народа» и массовые политические репрессии, в том числе беспрецедентные гонения на Церковь. Пик массовых репрессий пришелся на 1937–1938 гг.

В 1930-е гг. в СССР был построен «сталинский социализм», характерными чертами которого стали гиперцентрализация управления, диктатура вождя, подмена партийными органами власти Советов, приоритет административных методов решения политических и экономических задач.

СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. СССР во второй мировой войне.

Великая Отечественная война (1941–1945) Советского Союза против гитлеровской Германии и её сателлитов явилась важнейшей частью Второй мировой войны (1939–1945) – крупнейшего вооруженного конфликта в истории человечества. СССР вступил во Вторую мировую войну 22 июня 1941 г., после вторжения Германии на его территорию.

Во Второй мировой войне участвовало 62 государства, население которых суммарно составляло 80% населения земного шара. Однако события на советско-германском фронте носили наиболее ожесточённый и кровопролитный характер. 70–80% германских потерь в ходе Второй мировой войны пришлись на Великую Отечественную войну. СССР внёс решающий вклад в победу Антигитлеровской коалиции. Победа досталась огромной ценой. Из общего количества жертв Второй мировой войны (свыше 55 млн чел.) наибольшие потери понёс Советский Союз – 27 млн солдат и гражданского населения. Для сравнения: суммарные потери США и Великобритании составили менее 1 млн человек.

Со стороны гитлеровской Германии велась расово-идеологическая война, нацеленная на уничтожение Советского Союза вместе с населяющими его «неполноценными» славянскими и иными народами. Нацистская доктрина рассматривала советский «еврейско-большевистский» режим в качестве врага номер один. Коммунистические комиссары, наряду с евреями, подлежали истреблению в первую очередь. Завоёванную территорию СССР предполагалось подвергнуть немецкой колонизации, а ресурсы использовать на нужды рейха. Для Советского Союза эта война стала общенародной, Отечественной, священной войной за выживание и сохранение своей государственности. Перед лицом нацистской угрозы произошла консолидация общества. Поведение «освободителей от большевизма», творимые ими на оккупированных территориях зверства и беззаконие, бесчеловечное отношение к военнопленным стали ещё одной причиной, побудившей многих пострадавших от советского режима в период революции, коллективизации, массовых репрессий встать на защиту Родины. Важнейшими слагаемыми Победы стали патриотический подъём, единство фронта и тыла, а также безуспешность попыток нацистов вбить клин между народами СССР.

За исключительное мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, были удостоены звания Героя Советского Союза более 11,6 тыс. граждан, среди которых представители разных национальностей. Самыми юными героями стали 14-летние партизаны Валентин Котик и Марат Казей (оба посмертно). Кроме того, за ударный труд во время войны 204 человека были удостоены звания Героя социалистического труда.

В истории Великой Отечественной войны выделяется несколько основных этапов.

На первом этапе (июнь 1941 – ноябрь 1942 г.) основной задачей СССР был срыв германских планов молниеносной войны и мобилизация сил на отпор врагу. Наиболее значимым событием этого периода войны стало контрнаступление под Москвой и первые крупные поражения германских войск. Тем не менее, к лету 1942 г. врагу удалось занять территорию СССР, на которой до войны проживало 45% населения, производилось 33% промышленной и 47% сельскохозяйственной продукции страны. В тяжелейших условиях удалось провести массовую военную мобилизацию и не имевшую аналогов в мировой истории эвакуацию промышленных производств и трудовых ресурсов в восточные регионы страны. Благодаря успехам советской дипломатии СССР стал ключевым игроком в сложившейся Антигитлеровской коалиции. Это обеспечило получение экономической и военно-технической помощи от западных союзников. Все эти меры в сочетании с массовым героизмом советских людей на фронте, в тылу и на оккупированной противником территории позволили создать условия для коренного перелома в ходе войны.

Перелом в ходе войны составляет содержание второго этапа (осень 1942 – конец 1943 г.) В ряде крупных сражений, среди которых ключевыми были Сталинградская и Курская битвы, Красная Армия разгромила войска вермахта и перехватила стратегическую инициативу. В данный период происходило заметное наращивание советского военного производства, в том числе за счёт вступивших в строй эвакуированных заводов. Это позволило усилить боевую мощь армии и ликвидировать количественное и качественное отставание от противника в танках, самолётах и иных средствах ведения войны. На оккупированной территории развернулось массовое вооруженное сопротивление врагу, отвлекавшее значительные силы вермахта и оказавшее влияние на исход боевых действий на советско-германском фронте. Успехи советских войск облегчили положение союзников по Антигитлеровской коалиции на Средиземноморском и Северо-Африканском театрах военных действий. В ходе третьего этапа Великой Отечественной войны (1944 – май 1945 г.) Красная Армия в результате ряда военных операций разгромила войска вермахта и полностью освободила территорию СССР. Важное значение имело открытие союзниками второго фронта в Европе, а также военные и дипломатические меры, предпринятые СССР для вывода из войны основных европейских союзников Германии. Освобождение советскими войсками оккупированных гитлеровцами стран Центральной и Восточной Европы избавило их народы от нацизма и одновременно способствовало их последующему вовлечению в орбиту влияния СССР. Тем самым в конце войны закладывалась основа для последующего расширения «социалистического лагеря». В ходе зимне-весенней кампании 1945 г. Германия была полностью разгромлена. Советские войска взяли Берлин. Великая Отечественная война завершилась. 9 мая 1945 г стал Днём Победы - одним из главных и близких каждому россиянину праздников. Победа над нацистской Германией явилась ключевым фактором послевоенного могущества страны и превращения СССР в мировую супердержаву.

В августе 1945 г., выполняя договорные обязательства перед союзниками, Советский союз вступил в войну с Японией. В ходе Маньчжурской стратегической операции советские войска разгромили Квантунскую армию, предопределив последующую капитуляцию Японии 2 сентября 1945 г. Победа над Японией стала заключительным аккордом Второй мировой войны.

Важным итогом сотрудничества государств Антигитлеровской коалиции стало создание при активном участии СССР Организации Объединённых наций, Устав которой был принят в июне 1945 г.

СССР после войны (1945–1991 годы)

Период 1945–1991 гг. – время сложных и противоречивых процессов, происходивших во внутренней и внешней политике, в социальной и национальной сфере, в экономике и культуре СССР.

Традиционно этот период делится на несколько этапов: последние годы правления И.В. Сталина (1946–1953), десталинизация и хрущёвская оттепель (годы нахождения у власти Н.С. Хрущёва, 1953–1964), эпоха стабильности с последующим нарастанием кризисных явлений в идеологии и экономике (правление Л.И. Брежнева, 1964–1982), затем период руководства страной Ю.В. Андроповым (1982–1984), К.У. Черненко (1984–1985) и время реформ М.С. Горбачёва (1985–1991).

Первый из названных периодов ознаменовался попытками сталинского режима укрепить свои позиции в стране и мире на фоне новых геополитических, экономических, технологических и социальных вызовов, определивших основные тенденции мирового развития на несколько десятилетий вперед. Советский Союз находился в целом в русле этих общемировых процессов, но не смог найти на них адекватного ответа в силу консерватизма своих политических институтов.

Период десталинизации стал результатом отложенных общественных ожиданий первых послевоенных лет, особенно в части реализации социальных программ и политической либерализации. Но эти процессы носили непоследовательный, противоречивый характер, что нашло отражение в образной характеристике периода 1953–1964 гг. как оттепели.

Брежневский период, считающийся самым стабильным в истории нашей страны в ХХ в., тоже неоднозначен. Его начало совпало со столь долгожданными реформами, но уже на рубеже 1970–1980-х гг. страна вошла в состояние экономического и идеологического кризиса. Не заинтересованная в радикальных реформах номенклатура, используя возможности наращивания экспорта сырья, сделала упор на консервацию сложившихся социально-политических и экономических структур. Под громкие фразы о построении «развитого социализма» в стране назревал системный кризис, ответом на который стала политика «перестройки» в СССР (1985–1991) и распад Советского Союза.

В 1950–1970-е гг. за счёт преимущественно экстенсивного развития страна демонстрировала высокие темпы экономического роста, опережая многие страны Запада. Под влиянием Советского Союза возникла социалистическая система, началась кооперация в рамках СЭВ, был подписан военно-политический Варшавский договор. Значительные успехи были достигнуты в области науки и техники (запуск первого искусственного спутника Земли, первый пилотируемый полёт человека в космос, строительство индустриальных объектов ТЭК и ВПК). Однако поддержание военного паритета с НАТО, помощь союзникам по социалистическому лагерю, финансовая поддержка международного коммунистического движения и освободившихся от колониализма стран третьего мира, выполнение социальных обязательств перед собственными гражданами требовали всё больших средств. Концентрация ресурсов на ключевых направлениях ВПК и ТЭК вела к остаточному финансированию других отраслей, что в условиях единой системы народнохозяйственных связей вело к нарастанию диспропорций. Увеличение экспорта нефти с целью пополнения бюджета привело к опасной зависимости СССР от конъюнктуры мировых цен на энергоносители.

Мобилизационная модель экономики, созданная в СССР в 1930-е гг., оказалась эффективной лишь в экстремальных условиях форсированной индустриализации, войны и во время восстановления разрушенного хозяйства, когда продолжали действовать многие чрезвычайные законы военного времени. Однако в длительной перспективе мирного развития эта модель проигрывала соревнование с Западом, который в послевоенный период демонстрировал способность к эволюции. Потребность в реформировании советской системы в соответствии с вызовами времени была очевидной. Препятствием к серьёзным реформам был идеологический догматизм, который удалось преодолеть лишь в период перестройки.

Основными проблемами советской послевоенной экономики стало отставание от ведущих капиталистических стран в области производительности труда и качестве продукции, экстенсивный характер развития, отсутствие у работников заинтересованности в результатах своего труда, хронические проблемы в сельском хозяйстве. В условиях научно-технической революции, ставшей частью мирового процесса перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, выявилось отставание СССР, прежде всего, в области инновационных технологий.

В 1960–1970-е гг. в СССР было усилено внимание к социальным проблемам, что соответствовало идеям социализма и общеевропейским тенденциям тех лет. Успешно развивалась наука и культура, а система образования считалась одной из лучших в мире. Поощрялся культ знаний. По данным ООН, население СССР было одним из наиболее образованных и читающих в мире. Развивалась система дополнительного образования для детей, рассчитанная на раскрытие талантов и способностей (Дома пионеров, музыкальные и спортивные школы, изостудии и др.).

Федеративная политика была направлена на предоставление большей самостоятельности республикам и на выравнивание уровня их экономического развития. Последнее достигалось приоритетным финансированием экономически слабых регионов за счёт общесоюзного бюджета. Много внимания уделялось интернациональному воспитанию, пропаганде дружбы народов, поддержке национальных культур, считавшихся достоянием многонациональной советской культуры. Была выдвинута концепция о формировании в СССР новой общности людей – советский народ. Эти усилия принесли некоторые плоды, доказательством чему стало растущее число межнациональных браков. Вместе с тем, это не снимало определённой напряжённости в межнациональных отношениях.

В целом в материальном и бытовом плане в 1960–1970-х гг. жизнь советских людей улучшилась. Граждане начали забывать бедствия военных лет и жестокость сталинского режима. Жизнь приобрела черты стабильности и предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. В стране практически отсутствовала безработица. Почти в каждом доме появились телевизоры, холодильники, стиральные машины. В городах наращивались объёмы строительства государственного жилья, передаваемого гражданам бесплатно (официального рынка жилья в стране не существовало). С 1970-х гг. в СССР началось массовое производство автомобилей для личного пользования, считавшихся основным предметом роскоши в стране.

Тем не менее качество жизни и динамика потребления отставали и от западных стандартов и от растущих потребностей граждан. Особенно это было заметно в деревенской глубинке, где отсутствовали элементарные бытовые условия. На фоне увеличения денежных доходов населения нарастал товарный дефицит, и одновременно шло затоваривание: люди отказывались покупать товары немодные и низкого качества. Это означало, что отголоски потребительской революции на Западе достигли и СССР, где наблюдался процесс индивидуализации вкуса, входивший в противоречие с массовым характером советского производства.

Дефицит продуктов и товаров особенно ощущался в провинции, снабжавшейся хуже крупных городов. Разница между городом и деревней, центром и провинцией не только не сокращалась, как обещали идеологи партии, но даже увеличивалась.

Разоблачение сталинских преступлений, ликвидация ГУЛАГа, прекращение массовых политических репрессий, частичная демократизация в жизни страны и в партии положили начало эволюции системы в сторону «смягчения» режима. Появились разнообразные идейные течения. В то же время относительность этих перемен не удовлетворяла запросы части населения, вызвав численно небольшое, но активное диссидентское движение. В повседневной жизни широкое распространение получил феномен вольномыслия. Но запаздывание с реформированием планово-директивной экономики и неспособность политической элиты перестраиваться в соответствии с вызовами времени в итоге оказались роковыми для страны.

В период перестройки была предпринята попытка создать на базе существующей концепции развитого социализма новую идеологическую модель – «социализм с человеческим лицом». Обновление социализма включало в себя комплекс экономических, социальных, внешне- и внутриполитических мер: предоставление большей самостоятельности предприятиям и трудовым коллективам, допущение индивидуальной трудовой деятельности, гласность и частичное снятие цензуры, политический плюрализм, расширение внутрипартийной демократии, проведение политики нового мышления на международной арене с приоритетом общечеловеческих ценностей, отказ от холодной войны и противостояния с Западом и др.

Однако с 1988–1989 гг. ситуация фактически вышла из под контроля власти. При этом Горбачёв оказался под огнём критики как справа, со стороны консервативной части номенклатуры, так и слева, со стороны более радикально настроенной демократической оппозиции. Реформы не смогли разрешить коренное противоречие политической системы: согласно Конституции СССР вся власть принадлежит народу и осуществляется через Советы народных депутатов, но на практике власть осуществлялась через структуры КПСС. Это несоответствие становилось всё более очевидным для общества. Митинги проходили под лозунгом «Вся власть – Советам!».

Ситуация в СССР усугублялась нарастанием экономического хаоса и утратой управляемости. Развитие коммерческого сектора экономики, в который перетекали госресурсы, ещё больше дестабилизировало экономическое положение. Попытки одновременного проведения экономических и политических реформ в рамках прежней системы не увенчались успехом. Воспользовавшись конституционным положением о праве на выход из состава СССР, ряд союзных республик, а вслед за ними и автономий, приняли декларации о независимости. Попытки Горбачёва подписать новый союзный договор закончились неудачей. Следствием августовского политического кризиса 1991 г. стало разрушение основы советской системы – структур КПСС, объявление государственной независимости союзными республиками, прекращение деятельности центральных органов власти и управления. Все эти процессы привели к распаду Советского Союза в 1991 г.

Современная история Россия (1991 – 2020 гг.)

После распада СССР наступил новый, насыщенный важными событиями период в истории нашей страны, который принято называть современной историей России. В политической области с конца 1991 г. происходило становление и совершенствование новой российской государственности, поиск оптимальной модели функционирования государства с учётом комплекса факторов: современных вызовов, нового позиционирования России на международной арене, исторических традиций, политической культуры и особенностей страны (федеративное устройство, многонациональный характер, размеры территории) и др.

В экономике главными задачами в этот период стали преодоление последствий экономического кризиса, начавшегося в годы перестройки и углубившегося в 1990-х гг., и выход в начале ХХI в. на траекторию устойчивого экономического роста. Данный процесс осложнили мировые экономические кризисы и введённые с 2013 г. экономические санкции против России. Они поставили в повестку дня необходимость преодоления сформировавшейся после распада СССР зависимости российской экономики, включая продовольственный рынок и рынок высоких технологий, от внешних факторов.

В социальной сфере центральной задачей стало преодоление последствий реформ 1990-х гг., связанных с падением уровня жизни населения, в частности с негативными демографическими процессами, в основе которых лежало сокращение численности населения России вследствие превышения смертности над рождаемостью. В ХХI в. наблюдался заметный рост доходов населения. Удалось приостановить и значительный демографический спад. Для решения наиболее острых социальных проблем были запущены и реализуются приоритетные национальные проекты. Поставлен вопрос о социальной ответственности бизнеса. Во внешней политике достигнуты наиболее заметные результаты. Из страны, которая после распада СССР находилась в фарватере внешней политики США, Россия вернулась в число ключевых мировых игроков, действующих исходя из национальных интересов. Этому в значительной степени способствовали позитивные процессы в экономике и социальной сфере, изменения внешнеполитического курса, реформы в вооруженных силах, профессионализация армии, её оснащение современным оружием. Успешные действия российского контингента в Сирии с сентября 2015 г. демонстрируют качественные изменения в армии.

Современный период истории России характерен тем, что, в отличие от предшествующих, многие процессы носят ещё незавершенный характер, а последствия начатых реформ в полной мере можно будет оценить позже.

Среди наиболее острых проблем – модернизация российской экономики на основе внедрения современных, преимущественно отечественных, технологий и отказ от высокой зависимости от экспорта энергоносителей. Решение этой задачи невозможно без подъёма отечественной науки. Другой вопрос – ликвидация бедности и снижение социальной дифференциации в обществе.

Историю постсоветской России можно разделить на четыре основных хронологических этапа:

1) конец 1991 – конец 1993 г.

2) конец 1993 – 1999 г.

3) 2000– 2013 гг.

4) 2014– 2020 гг.

Первый период (конец 1991 – конец 1993 г.) – время становления Российской Федерации как суверенного государства. Это был во многих отношениях переходный этап, период проб и ошибок. В условиях продолжавшегося экономического кризиса и в сжатые сроки в Российской Федерации был осуществлён демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. Предполагалось поэтапное реформирование сначала экономической, а затем политической сферы. Социальные реформы временно были оставлены за скобками. Однако вскоре выяснилось, что все эти процессы тесно взаимосвязаны и требуют комплексного решения. Задачи в экономической области были в основном реализованы в ходе либеральных по содержанию и радикальных по исполнению экономических реформ, начатых правительством Ельцина – Гайдара в январе 1992 г. Сопровождавшая их «шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения, гиперинфляции, разорению предприятий и безработице. Некоторые субъекты РФ использовали более «мягкие» модели перехода к рынку (постепенность, контроль со стороны государства, минимизация социальных издержек). В условиях общественного недовольства усилились голоса критиков радикальных реформ, нарастала политическая нестабильность. 

Социально-экономический кризис, развал структур управления и хозяйственных связей, сепаратистские тенденции – всё это вело к росту центробежных настроений в российских регионах. Они проявились в событиях в Чечне и в ходе обсуждения вопроса о распределении полномочий центра и суверенных республик в связи с подписанием Федеративного договора (март 1992 г.). Ситуация в регионах осложнялась нараставшим с середины 1992 г. политико-конституционным кризисом в центре, связанным с противостоянием президентской и парламентской (в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ) ветвей власти. Отражая настроения избирателей, депутаты требовали от президента и правительства корректировки экономических реформ. В условиях отсутствия закреплённого Конституцией разделения властей, каждая из которых в то время была наделена как законодательными, так и исполнительными полномочиями, их непризнание решений друг друга вело к утрате управляемости и развалу государства.

Политико-конституционный кризис завершился после трагических событий в Москве в октябре 1993 г. В результате победы президента Б.Н. Ельцина в России произошла кардинальная реформа политической системы. Итогом первого периода современной истории России стало принятие в конце 1993 г. Конституции, определившей новые принципы построения российской государственности. Взамен системы Советов была создана сильная президентская республика, в которой Президент обладал значительными полномочиями.

Второй период в истории российской государственности (конец 1993 – 1999 г.) – это время экономической и политической турбулентности, связанной с противоречивыми последствиями реформ, продолжавшихся до конца 1990-х гг. С одной стороны, шло создание основ российской государственности в соответствии с Конституцией 1993 г.; в стране формировалась многопартийная система, был запущен механизм приватизации предприятий, жилья и дачных участков, стал свободным выезд граждан за рубеж, активно развивался мелкий и средний бизнес. С другой стороны, даже с учётом вынужденной корректировки курса экономических реформ, попытки стабилизации не принесли ожидаемых результатов. За 1990-е гг. произошло существенное сокращение ВВП, падение уровня жизни населения, рост имущественного расслоения общества. В 1998 г. экономику потряс новый финансовый кризис (дефолт), приведший к снижению доходов населения, но оказавший временное благотворное воздействие на экономические процессы.

Экономические проблемы провоцировали социальную и политическую напряженность. В 1990-е гг. продолжалось противостояние исполнительной и законодательной власти. На фоне криминализации общества наблюдался рост организованной преступности, массовое уклонение от налогов, коррумпирование госаппарата. В середине 1990-х гг. появился слой олигархов – крупных предпринимателей, контролировавших основные СМИ и претендовавших на политическое влияние. В условиях болезни президента Б.Н. Ельцина снижалась управляемость страной, росли сепаратизм и угроза государственному единству. Новым явлением стали потрясшие страну террористические акты. Не решалась ситуация в Чеченской республике. Кризис центральной власти усугублялся правительственной "чехардой". Период завершился добровольной отставкой президента Б.Н. Ельцина.

Третий период (2000–2013 гг.) – время стабилизации ситуации в стране и укрепления властной вертикали при помощи энергичных мер, предпринятых избранным Президентом РФ В.В. Путиным. Законодательство субъектов Федерации постепенно было приведено в соответствие с общероссийским. Началась успешная борьба с терроризмом, был восстановлен конституционный порядок в Чеченской Республике. Власть активно противодействовала организованной преступности. Были пресечены попытки олигархов влиять на принятие политических решений, принесла результаты политика равноудалённости бизнеса от власти. Новый президент проводил политику консолидации политической элиты и общества на основе идей патриотизма, восстановления преемственности всех этапов отечественной государственности. На этой основе удалось преодолеть острое противостояние исполнительной и законодательной власти в стране и обеспечить конструктивное сотрудничество правительства и парламента.

Наведение порядка с поступлением налогов в государственный бюджет и благоприятная конъюнктура цен на энергоносители способствовали устойчивому экономическому росту, который не смог остановить даже мировой экономический кризис 2008 г. Уже в 2009 г. его последствия были преодолены, после чего вплоть до 2014 г. российская экономика развивалась по восходящей. Одновременно происходило оживление производства, сокращение безработицы, прекратились задержки с выплатой заработной платы, наметился общий рост уровня жизни населения. При президенте Д.А. Медведеве и премьер-министре В.В. Путине (май 2008 – май 2012 гг.) были продолжены меры по преодолению экономического кризиса, сделаны первые шаги по модернизации экономики. Были разработаны и с 2005 г. начали осуществляться приоритетные национальные проекты. В целом политика государства стала более социально ориентированной. Усилилось внимание к вопросам образования, науки, культуры, духовной жизни, молодёжной политики, сохранения исторических традиций. Общественную поддержку получили меры по укреплению Вооружённых Сил РФ.

В этот период Россия значительно укрепила свои позиции на внешнеполитической арене, вырос и международный авторитет её президента. Центральной проблемой являлось реагирование на приближение НАТО к границам РФ. Важным вектором внешней политики России стала экономическая интеграция на постсоветском пространстве (в 2004 – 2010 гг. было создано Единое экономическое пространство).

Четвёртый период (2014 – 2020 гг.) характеризуется ростом международной напряжённости. В результате активного участия России в разрешении кризисных ситуаций её роль и авторитет в мировой политике заметно возросли. 

Существенное продвижение произошло и в вопросах хозяйственной интеграции на пространствах бывшего СССР – в 2015 г. по инициативе России на базе ЕЭП был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 

В 2012 г. – возвращение В.В. Путина на пост Президента России и его переизбрание в 2018 г. В 2020 г. произошло принятие целой серии поправок к Конституции 1993 г. 

Непростой оказалась ситуация в экономике и социальной сфере. К концу рассматриваемого периода вновь ухудшилась демографическая ситуация, произошло снижение реальных доходов населения, вырос уровень бедности. С целью выправления ситуации в 2018 г. были приняты новые национальные проекты, реализация которых рассчитана на 2019– 2024 гг. Они включают в себя три основных направления: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

В 2020 г. Россия, как и весь мир, неожиданно столкнулись с пандемией короновируса, однако проведённые карантинные мероприятия позволили минимизировать ущерб для жизни граждан и экономики.


Источник: по ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ СТАНДАРТУ (под редакцией 2020 г.)


Комментариев 0