Типы обществ: традиционное, индустриальное, информационное

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Типы обществ: традиционное, индустриальное, информационноеиз раздела кодификатора (1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ))

Типы обществ

В науке сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.

Если в качестве критерия выступает число уровней управления и степень социального расслоения, то общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных, слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

В середине XIX века К.Маркс предложил свою типологию обществ – формационный подход. В основе формационного подхода лежит разработанная К. Марксом и последователями его учения категория «общественно-экономической формации», под которой понимается «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, характеризующееся определенным уровнем развития производительных сил, совокупностью производственных отношений и возвышающейся над ними надстройкой в виде определенных идей и учреждений».

Согласно данной концепции решающую роль в жизни общества играет экономическая (материальная) сфера, где производятся материальные и иные блага, необходимые для существования общества. Обострение противоречий между производительными силами (ресурсами и средствами, обеспечивающими процесс производства) и производственными отношениями (отношениями между людьми в процессе производства, которые выражаются в форме собственности на средство производства) разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, то есть приводит к новой общественно-экономической формации.

В соответствии с данной концепцией было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.



Историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили шесть основных элементов, необходимых для существования общества:
  • общение между членами общества, 
  • производство товаров и услуг, 
  • распределение, 
  • защита членов, 
  • замена выбывающих членов, 
  • контроль за поведением членов общества. 
На основании этого авторы определили четыре типа общества: живущие охотой и собирательством, огороднические, аграрные, промышленные.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную

Когда одна стадия приходит на смену другой, из меняются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. 

Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях.

Типы обществ: традиционное, индустриальное, информационное

ПоказательТрадиционное обществоИндустриальное обществоИнформационное общество
Основной фактор производстваЗемляКапиталЗнания
Особенности производстваРучной трудРучной трудАвтоматизация производства, компьютеризация общества
Основной вид экспортаСырьеПродукты производстваУслуги
Социальная структураКлассы, сословия;
Низкая социальная мобильность.
Классовое деление, подвижность и открытость социальных структур
Сохранение социальной дифференциации;
профессиональная
дифференциация
в зависимости
от уровня знаний,
квалификации
Взаимодействие с другими странамиНесущественноеТесная взаимосвязьТесная взаимосвязь
Духовная жизньВелика роль обычаев и традиций, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людейБольшую ценность имеют прогресс, личный успех. Важное место в жизни общества занимает массовая культура
Важную роль играет наука, образование.
Образование непрерывно
Примеры
Страны экваториальной Африки, российская империя
СССР, КитайРоссия, Япония, страны Западной Европы


Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество


Общества, которые в процессе своего исторического пути находятся на низком уровне экономического развития, в обществоведении называются доиндустриальные или традиционные (аграрные).
 
 Традиционное общество — доиндустриальная ступень исторического развития общества. Такое общество основано на натуральном хозяйстве и ручном труде, характеризуется сословной иерархией и решающей ролью церкви и армии в социальной и политической жизни общества.
 
 
Особенности традиционного общества:
  • Господство натурального хозяйства. 
Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 
  • Примитивный уровень техники, требующий применения мускульной силы.
Человек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколений методами, а его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности
  • Господство государства над обществом и общества над личностью, главные институты – церковь и армия
  • Жесткая иерархическая стратификация общества (деление на касты, сословия). Монополизация политической власти в руках узкой группы (касты, клана, семьи).
При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община.
  • Отсутствие письменности или ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). 
При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык — на Ближнем Востоке, китайская письменность — на Дальнем Востоке). Передача знаний, традиций, обычаев осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях, а также «разорванность» культурного поля этноса. Например, в монархической России культура дворянства не имела ничего общего с культурой народной.

Индустриальное (промышленное, техногенное) общество

Индустриальное обществообщество с широким разделением труда и опорой на крупное машинное производство.
 
Особенности индустриального общества:
  • Решающую роль в развитии общества играет научно-техническая революция. 
  • Быстрый рост уровня развития технологий.
  • Замена мануфактур, основанных на простейшем машинном ручном труде, механизированными заводами и фабриками.
  • Появление новых источников энергии (паровые двигатели, электричество, двигатель внутреннего сгорания.
  • Урбанизация (рост городов, повышение роли крупных город в жизни общества), концентрация производства и населения.
  • Массовое производство товаров и услуг над всеми остальными формами организации производства.        
  • Коммерциализация производства (ориентация на получение выгоды).
  • Развитие государственной и промышленной бюрократии. 
  • Становление политической системы и оформление избирательных прав.
В ряде государств происходят социалистические революции, в результате которых законодательно закрепляются права и свободы граждан, появляются конституции.
  • Система ценностей, ориентированных на эффективность и рациональность.
  • Секуляризация.
Религия начинает терять всеохватывающее влияние, возрастает значение наук. Общество приобретает светский характер, что законодательно выражается в отделении государства от церкви и церкви от школы.

Информационное (постиндустриальное, технотронное) общество


Информационное обществообщество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Особенности информационного общества:
  • Широкие торговые отношения между странами.
  • Большой излишек товаров, доступных среднему человеку.
  • «Информационный взрыв» (резкое возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 
  • Возникновением «глобальной деревни» («сближением» стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям).
  • Высокий уровень социальной мобильности.
  • Рыночный механизм регулирования поведения индивида в обществе; 
  • Готовность и стремление к развитию, изменению. Развитие основано на научных знаниях и информации.
  • Доминирующую роль в общественном мировоззрении играют критицизм, рационализм и индивидуализм.
  • Технической базой информационного общества выступают компьютерные технологии и средства коммуникации.
  • Определяющим фактором в развитии общества становится наука.
  • Происходит отток рабочей силы из сельского хозяйства и промышленности в сферу научных знаний и информационных технологий.
  • Происходит расширение прав и свобод человека, становление и утверждение демократии.
  • Общество становится гражданским (свободным), уровень вмешательства государства в жизнь населения снижается.
Теория информационного обществакоторую предложил К. Оффе, также заслуживает особого внимания. Учёный полагал, что общество базируется на создании, потреблении, распространении информации, постепенно это становится главной формой деятельности значительной части членов общества, в связи с чем основной фигурой общества является человек информирующий, информирующийся, образовывающийся. Оффе утверждал: поскольку образовательная и самообразовательная деятельность становятся доминантой образа жизни современного человека, то создаются предпосылки к созданию цивилизации образования. Таким образом, ученый приходит к выводу, что развитие общества идёт от цивилизации труда через цивилизацию досуга к цивилизации потребления.


Таким образом, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.

Комментариев 0