Демоверсия ЕГЭ по истории 2024

ЧАСТЬ 1.
ЗАДАНИЕ 1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) первое упоминание Москвы в летописи
Б) Карибский кризис
В) танковое сражение под Прохоровкой
Г) освобождение Москвы от польско-
литовских интервентов
1) 988 г.
2) 1147 г.
3) 1612 г.
4) 1941 г.
5) 1943 г.
6) 1962 г.


ЗАДАНИЕ 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России
2) запуск в промышленную эксплуатацию первой в мире атомной электростанции
3) кругосветное путешествие Ф. Магеллана


ЗАДАНИЕ 3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
ФАКТЫ
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства
Б) реформы Избранной рады
В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России
Г) первые революционные преобразования большевиков
1) созыв Уложенной комиссии
2) издание Судебника Ивана III
3) созыв первого Земского собора
4) принятие Декрета о земле
5) принятие Русской Правды
6) создание Временного правительства
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ЗАДАНИЕ 4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объектСобытие (явление, процесс)Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Нижний Новгород_______________(А)_______________(Б)
_______________(В)Строительство Транссибирской
магистрали

_______________(Г)
Архангелогородская
губерния

_______________(Д)1710-е гг.
______________(Е)Противостояние Красной армии
и Добровольческой армии
генерала А.И. Деникина

1910-е гг.
Пропущенные элементы:
1) Псков
2) первые годы жизни М.В. Ломоносова
3) 1890-е гг.
4) 1610-е гг.
5) Омск
6) Медный бунт
7) Екатеринодар (Краснодар)
8) формирование Второго народного (земского) ополчения
9) 1650-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ЗАДАНИЕ 5. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)УЧАСТНИКИ
А) Ледовое побоище
Б) Специальная военная
операция (СВО)
В) Полтавская битва
Г) Московская битва
1) М.Д. Скобелев
2) Андрей Боголюбский
3) О.С. Качура
4) Александр Невский
5) Б.П. Шереметев
6) В.В. Талалихин


ЗАДАНИЕ 6. «В <…> году его царское величество решил предпринять большое путешествие и отправился в дорогу с большою свитою, состоявшею, между прочим, из разных князей и вельмож его государства, двух или трёх послов, священников и других должностных лиц. Одни из них ехали в Германию и Вену к германскому императору, другие же – в Италию и Рим к папе; сам же он со многими из вышеупомянутых господ отправился в Голландию и Англию. Но в газетах не смели сообщить о том, что он самолично участвует в этом путешествии, а писалось всегда: “великое московское посольство” или “некоторые князья из великого посольства его царского величества” были здесь или там...

Его свита говорила, что они, вероятно, останутся всю зиму в Зандаме, чтобы усовершенствоваться в кораблестроении и других ремёслах...

Его царское величество осматривал с большим вниманием корабельные верфи и лесопильные мельницы и, между прочим, отправился

на мельницу под названием de-kok (повар), чтобы видеть, как изготовляется белая бумага.

Один правдивый амстердамский торговец рассказывал мне, что какой-то купец в Амстердаме пожелал видеть великого князя за работой плотника и поэтому обратился к корабельному мастеру верфи с просьбой, чтоб тот допустил его и дал ему возможность удовлетворить своё любопытство. Его просьба была исполнена».


Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одной из целей посольства, упоминаемого в тексте, был поиск союзников для противостояния Османской империи.
2) События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в первой четверти XVIII в.
3) Упоминаемый в тексте русский царь единолично правил страной с 1682 г.
4) Одним из упоминаемых в тексте «двух или трёх послов» был А.Л. Ордин-Нащокин.
5) В ходе описываемого путешествия русский царь совершенствовал своё мастерство корабельного плотника на голландской верфи.
6) Русский царь принимал участие в описываемом в отрывке путешествии под вымышленным именем.


ЗАДАНИЕ 7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ 
 А) «Слово о полку Игореве»
 Б) «Домострой»
 В) картина «Боярыня Морозова»
 Г) роман «Тихий Дон»
 1) Автор – И.Е. Репин.
 2) Произведение было написано в период
 руководства СССР Л.И. Брежнева.
 3) В создании памятника культуры принимал
 участие священник Сильвестр.
 4) Описываемые события произошли в XII в.
 5) Автору была присуждена Нобелевская
 премия.
 6) Сюжет иллюстрирует события церковного
 раскола.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ЗАДАНИЕ 8.
Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите название города, в котором произошло изображённое на данной монете событие.


Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.
ЗАДАНИЕ 9. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.


ЗАДАНИЕ 10. Укажите имя князя, походы которого обозначены в легенде схемы цифрой «1».


ЗАДАНИЕ 11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
«Князь взял столицу Хазарского каганата в дельте реки Волги. После этой победы он продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Князь повёл дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата – ____________. Это был крупный город, в котором правил монарх, имевший своё войско. Поход на этот город был скоротечен. Неприятельское войско было разгромлено и рассеяно по окрестным горам, ____________ заняли без боя. Дальше на юг киевский князь не пошёл».


ЗАДАНИЕ 12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород.
2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль.
3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно «Повести временных лет» принял крещение киевский князь Владимир.
4) Трижды цифрой «3» на схеме обозначен торговый путь «из варяг в греки».
5) Цифрой «4» на схеме обозначен город Кашлык.
6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2».


ЧАСТЬ 2.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из послания российского монарха.

«Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан
двинулись на Казань, и одержали победу над Казанью, и со всем войском невредимые возвращались восвояси, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился.
Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог дал нам тогда наследника – сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым решили, что мы уже в небытии и, забыв наши благодеяния, а того более, души свои и присягу нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдалённого родственника князя Владимира, а младенца нашего хотели погубить, подобно Ироду…
Когда же мы, по Божью милосердию, всё узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всём потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию и уподобляли её всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали.
А после этого собака и давний изменник, князь Семён Ростовский, который был принят нами в Думу не за свои достоинства, а по нашей
милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойне с товарищами, и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей…»

ЗАДАНИЕ 13. Назовите автора данного документа. Укажите век, в котором он жил. Укажите его бывшего сподвижника, переписка с которым считается выдающимся примером публицистики той эпохи.


ЗАДАНИЕ 14. Какие обвинения автор выдвигает в адрес своих приближённых в данном документе? Укажите любые три обвинения.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.


ЗАДАНИЕ 15. Укажите высшего руководителя КПСС в год, когда была выпущена данная памятная медаль. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.


ЗАДАНИЕ 16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена данная медаль?
В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название города, где находится этот памятник архитектуры.




ЗАДАНИЕ 17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «На личной карте Паулюса этот дом (на площади 9 Января) был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет батальон.

Об этом доме узнала сначала наша армия, потом вся страна и, наконец, весь мир. На его защитников равнялась, как в строю, вся дивизия, о нём слагались песни и легенды.

Как это ни странно, но это четырёхэтажное жилое здание, выстроенное не из какого-либо несокрушимого материала, а из обыкновенной глины, дерева и кирпича, оказавшееся вообще малоустойчивым, вполне заслуживало того, что о нём писали или рассказывали.

Да, это был «дом-крепость», его обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника, и слава о них не померкнет в веках».

Б) «Недалеко от вокзала мы встретили комиссара сапёрной части.

Радость: комиссар знает, где командный пункт армии. Он и проводил нас до подножия Мамаева кургана.

Оставив машину, на курган поднялся пешком, цепляясь в темноте за кусты, за какие-то колючки. Наконец долгожданный окрик часового:

– Стой! Кто идёт?

Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боёв, что здесь, на этом клочке, не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб?

Вот и блиндаж начальника штаба армии генерал-майора Николая Ивановича Крылова».


Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка.
Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.


ЗАДАНИЕ 18. В 1830–1831 гг. произошло восстание в Царстве Польском, которое было подавлено русскими войсками. Укажите:
а) причину восстания, связанную с влиянием политических событий в других странах;
б) политическое последствие восстания для Царства Польского;
в) последствие восстания для развития высшего образования в Российской империи.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) _______________________


ЗАДАНИЕ 19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закуп».
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.


ЗАДАНИЕ 20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:...
Обоснования тезиса:
1)...
2)...



ЗАДАНИЕ 21. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в России в XVII в. и в английских колониях в XVIII в. изменения в налоговой политике государства вызвали недовольство населения и повлекли социальные выступления: один аргумент для России и один для колоний Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для колоний Англии: _______________________________________



Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0