2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. 

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. 

Потребитель

Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. 

1)    Домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг (личное потребление) 
2)    Фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров (производственное потребление) 
3)    Государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всего общества в товарах общественного назначения (общественное потребление) 

Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. 

Ограничения на пути достижения цели потребителя: 

1)    Семейный (потребительский бюджет) – баланс денежных доходов и расходов семьи 
2)    Цены на товары и услуги 
3)    Ассортимент предлагаемых товаров и услуг 

Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема потребительского выбора. 

Факторы, влияющие на потребительский выбор: 


1)    Ограниченность ресурсов 
2)    Мода и динамика социального спроса 
3)    Полезность благ – удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от их потребления. 
4)    Период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления) 

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с  затратами. 
Рациональное поведение потребителя характеризуется взвешенностью действий, логичность принятых решений, оценка возможных вариантов покупки, сопоставление результатов с затратами, ограничение покупок суммой дохода.

В странах с централизованной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. 


Основные принципы поведения потребителя на рынке 

  • Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями. 
  • Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма. 
  • Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т. е. стремится выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую общую величину полезности. 
  • При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом. 
  • Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. 
  • При составлении бюджета семьи используются показатели номинальных (денежных) доходов. 

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя: 

1)    Заработная плата 
2)    Социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии) 
3)    Доход от предпринимательской и иной деятельности 
4)    Доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам) 

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объёма конечных доходов на индекс потребительских цен. 
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части. 

Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.). 

Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. 

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. 

Потребительские расходы бывают: 

1)    Обязательные (минимально необходимые) - расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг. 
2)    Произвольные – покупка книг, картин, машин и др. 

Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода. 
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. 

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив