2.14 Государственный бюджет. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019

2.14 Государственный бюджет. 

I. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ. 
II. Источники бюджета. Доходы и расходы бюджета. 
III. Бюджетная политика. 
IV. Государственный долг. Источники покрытия бюджетного дефицита. 

I. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ. 


Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Государственный бюджет разрабатывается Правительством и утверждается Государственной думой

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов. Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственного управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение.

Выделяют следующие этапы бюджетного процесса:
– бюджетное прогнозирование (Министерство финансов);
– составление бюджета (Правительство)
– рассмотрение и утверждение проекта бюджета;(Государственная дума)
– исполнение бюджета в течение бюджетного года; (осуществляется Правительством)
– анализ и контроль исполнения бюджета. (Счетная палата)


Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. 

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

Федеральный бюджет составляет и отвечает за его исполнение Правительство РФ, утверждает - Федеральное собрание (Государственная Дума, Совет Федерации). 

Бюджеты субъектов РФ составляют и отвечают за исполнение Правительства (администрации) субъектов РФ, утверждают - Государственные собрания, законодательные собрания, областные, краевые думы, парламенты и др. 

Местные бюджеты (городские, районные, сельские) составляют и отвечают за исполнение городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др. утверждают - выборные собрания, районные, городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др. 


II. Источники бюджета. Доходы и расходы бюджета. 
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, а расходы — выплачиваемые из бюджета денежные средства. 

Источники государственного бюджета: 

1)    Налоги 
2)    Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.) 
3)    Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег. 
4)    Займы у международных организаций. 


Доходная статья: пени, штрафы,налоги, средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности, приватизация государственного имущества, эмиссия, займы.

Основное место в расходах российского правительства занимают национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. 


Главные источники доходов государства — налоговые доходы. 

Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), на обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 

Сальдо - разница между доходами и расходами государства.
III. Бюджетная политика. 

Бюджетная политика — определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. 

Бюджет может быть сбалансированным, когда доходы и расходы примерно равны, дефицитным или профицитным.

Профицит государственного бюджета возникает, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов (т. е. доходы государства превышают его расходы).

Дефицит государственного бюджета — обратная ситуация: государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов (т. е. расходы государства превышают его доходы). 

Способы покрытия бюджетного дефицита:

  • сокращение бюджетных расходов (в т, ч. урезание социальных программ; может привести к социальным протестам и политической нестабильности); 
  • изыскание дополнительных доходов (нередко связано с повышением налогов; опасно, так как ведёт к снижению доходов государства и росту «теневой экономики»); 
  • выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (рост инфляции и бюджетного дефицита); 
  • одалживание денег (государственный долг). 


IV. Государственный долг. Источники покрытия бюджетного дефицита. 


Государственный долг
— это долговые обязательства государства и муниципалитетов перед отечественными и иностранными  гражданами, фирмами и другими организациями. 

Различают внутренний долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей страны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) и внешний долг (перед иностранными государствами и финансовыми организациями, предоставившими кредиты на основе межправительственных соглашений). 

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводят к дефициту бюджета — одному из негативных экономических показателей. Заметим, что бюджет, имеющий профицит, т. е. превышение доходов над расходами, более редкое явление. 


Источники покрытия бюджетного дефицита.
 
1.    Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения. В этом случае увеличивается государственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит, и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования. Оно служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости. 

2.    Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные казначейские обязательства выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег. В данном случае возникает угроза инфляции, так как создаётся добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.  

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив